Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян?

  • Дан Бар-Он Университет имени Бен-Гуриона (Беэр-Шева) danbaron@bgumail.bgu.ac.il
  • Сэми Адван Университет Вифлеема (Вифлеем) prime@planet.edu
Для цитирования
Бар-Он Д., Адван С. Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян? // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2004. Том 2. № 2-3. С. 43-51.

Аннотация

В периоды войн и конфликтов нации склонны выстраивать свой метанарратив (как собственное изложение событий), который, с их точки зрения, является единственно истинным. Такой метанарратив «развенчивает», даже представляет варварским нарра­тив врага. Если последний и проговаривается, то подается как не имеющий оправдания, противник предстает в нем безликим, аморальным, его позиция - иррациональной, кото­рой он легко манипулирует. Подобный нарратив встраивается в повседневную культуру, национальные и религиозные обряды (празднества), в средства массовой информации и школьные учебники. Школьные учебники становятся формализованной презентацией идеологии и этики данного общества. Они содержат ценности, цели и мифы, которые общество хочет внушить следующему поколению (Apple, 1979; Bourdieu, 1973; Luke, 1988). Дети, которые взрослеют во времена войн и конфликтов, знают только один нарратив - своего народа. Предполагается, что такой нарратив должен убедить их раз и навсегда в необходимости дискредитации противной стороны. Обычно он используется в системе образования как рациональная основа, оправдывающая применение силы для подавле­ния врага. Это приводит не только к формированию узкого и упрощенного понимания мира у детей, но и к развитию негативного отношения к «другому» (Levinas, 1990).
Ключевые слова:
Израиль, Палестина, палестино-израильский конфликт,

Биографии авторов

Дан Бар-Он, Университет имени Бен-Гуриона (Беэр-Шева)
Профессор поведенческих наук Университета Бен-Гурион в Тель-Авиве, содиректор центра PTIME (Институт исследования миротворчества на Ближнем Востоке)Публикации: Bar-On, Dan (1999). The Indescribable and the Undiscussible: Reconstructing Human Discourse After Trauma. Budapest, Hungary: Central European University Press. Bar-On, Dan. (1995). Fear and Hope: Life-Stories of Five Israeli Families of Holocaust Survivors, Three Generations in a Family. Harvard University Press: Cambridge, MA
Сэми Адван, Университет Вифлеема (Вифлеем)
Профессор педагогики Вифлеемского университета, содиректор центра PTIME (Институт исследования миротворчества на Ближнем Востоке)

Литература

Adwan, S. and Firer, R. (1997) The narrative of Palestinian Refugees During the War of 1948 in Israeli and Palestinian History and Civic Education Textbooks. UNESCO, Paris.



Adwan, S and Firer, R.(1999) The Narrative of the 1967 war in the Israeli and Palestinian History and Civics Textbooks and Curricula Statement. Eckert Institute: Braunschwieg, Germany.



Al-Ashmawi, F. (1996) The Image of the Other as Presented in History Booklet. International Textbooks Research, 18 (2): 221–229. Braunschweig, Germany.



Angvik, M. and von Borries, B., Åds. (1997) Youth and history: A comparative European survey on historical consciousness and political attitudes among adolescents. Hamburg: Koerber Foundation.



Apple, M.W. (1979) Ideology and curriculum. London: Routledge and Kegan Paul.



Bar-Tal, D. (1995) The rocky road toward peace: Societal beliefs in times of intractable conflict, the Israeli case. Jerusalem: The Hebrew University, School of Education (in Hebrew).



Bourdieu, P. (1973) Cultural reproduction and social reproduction. In R. Brown (Åd) Knowledge, education and cultural change, 71–112. London: Tavistock.



Luke, A. (1988) Literacy, booklet, and ideology. London: Falmer Press.



Nave, E. and Yogev, E. (2002). Histories: Towards a dialogue with yesterday, Tel-Aviv: Bavel (in Hebrew).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бар-Он, Д., & Адван, С. (2004). Возможен ли общий учебник истории для палестинцев и израильтян?. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 2(2-3), 43-51. извлечено от https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4440
Раздел
Индивид и общество