«Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма

  • Дарья Морозова dariamoroz@yandex.ru
  • Ольга Гурова Ольборгский университет, Ольборг gurova@cgs.aau.dk
Для цитирования
Морозова Д., Гурова О. «Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 14. С. 72-84.

Аннотация

В данной статье рассматривается, каким образом фильм может быть использован в качестве тактики сбора данных и формы презентации результатов социологического исследования, нацеленного на изучение социальной группы представителей малого бизнеса креативного направления (дизайнеров одежды). Под «исследовательским фильмом» понимается фильм, построенный на принципах научного (социологического) исследования и подразумевающий участвующее наблюдение с видеофиксацией происходящего и последующим монтажом и анализом материалов. На примере опыта работы над исследовательским фильмом “Take it slow! Sustainable fashion for local community in Kallio, Helsinki” поэтапно анализируются процедуры работы над фильмом, включая подготовку, съемки и монтаж. Особое внимание уделяется процессу монтажа: на конкретных примерах показывается, каким образом при помощи сочетаний закадрового комментария, картинки и музыки выстраивается аргументация участников. Авторы обсуждают трудности, с которыми они столкнулись во время работы над исследовательским фильмом, в том числе вторжение в личное пространство интервьюируемых, вопрос анонимности и поиск площадок для показа фильма. Авторы демонстрируют, какие дополнительные возможности дает тактика исследовательского фильма для изучения социально-профессиональных групп.
Ключевые слова:
визуальные методы в социальных науках, исследовательский фильм, устойчивая мода, дизайнеры одежды, Финляндия

Биографии авторов

Дарья Морозова
Магистр социальных наук
Ольга Гурова, Ольборгский университет, Ольборг
Кандидат культурологии

Литература

Ковалев Е. Ж, Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999.



Семенова В. В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Добросвет, 1998.



Aakko M., Koskennurmi-Sivonen R. Designing sustainable fashion: Possibilities and challenges // Research Journal of Textile and Apparel. 2013. N 17 (1). P. 13–22.



Arvidsson A, Malossi G. and Naro S. Passionate work? Labour conditions in the Milan fashion industry // Journal for Cultural Research. 2010. N14 (3). P. 295–309.



Aus R. From trash to trend: Using upcycling in fashion design // Doctoral Thesis, Estonian Academy of Arts. 2011. URL: https://dl.dropboxusercontent.com/u/3476076/Reet_Aus_doctoral_thesis.pdf (дата обращения: 18.10.2017)



Belk R. W., Kozinets R. V. Introduction to the Resonant Representations Issue of Consumption, Markets and Culture // Consumption, Markets and Culture. 2005. N 8 (3). P. 195–203.



Braun V., Clarke V. Using thematic analysis in psychology // Qualitative Research in Psychology. 2006. N 3. P. 77–101.



Crewe L. Tailoring and tweed: Mapping the spaces of “slow fashion” // Fashion Cultures Revisited / Ed. by S. Bruzzi and P. C. Gibson. London; New York: Routledge, 2013. P. 201–214.



De Valck K., Rokka J., Hietanen J. Videography in Consumer Research: Visions for a Method on the Rise // Finanza, Marketing & Produzione. 2006. N XXVII (4). P. 81–100.



Elzenbaumer B., Giuliani C. Designers’ inquiry: Mapping the socio-economic conditions of designers in Italy // Ephemera: Theory and Politics in Organization. 2014. N 14 (3). P. 451–459.



Fletcher K. Sustainable Fashion and Textiles. London; New York: Routledge, 2014.



Gibbs, G. R., Friese, S., Mangabeira, W. C. The use of new technology in qualitative research. Introduction to Issue 3 (2) of FQS, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research, 2002. N 3 (2). URL http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/2-02/2-02hrsg-e.htm (дата обращения: 18.10.2017).



Gurova O., Morozova D. A critical approach to sustainable fashion: Practices of clothing designers in the Kallio neighbourhood of Helsinki // Journal of Consumer Culture. 2016. Published online before print: doi:10.1177/1469540516668227 (дата обращения: 18.10.2017).



Hazel C. Slow + Fashion – an Oxymoron – or the Promise for the Future? // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 427–446.



Hethorn J., and Ulasewicz C. Introduction // Sustainable Fashion: Why Now? A Conversation about Issues, Practices, and Possibilities / Ed. by J. Hethorn and C. Ulasewicz. New York: Fairchild Books, Inc., 2008. P. 13–22.



Israel B., Schulz M., Parker A., Becker A. Community-based Participatory Research: Policy Recommendations for Promoting a Partnership Approach in Health Research // Education for Health. 2001. N 14 (2). P. 182–197.



Kanstrup A. M. Picture the practice – Using photography to explore use of technology within teachers’ work practices, Forum Qualitative Sozialforschung // Forum: Qualitative Social Research. 2002. N 3 (2).



Murray R. Zero Waste. London: Greenpeace Environmental Trust, 2002.



Loizos P. Innovation in ethnographic film: From innocence to self-consciousness: 1955–1985. Chicago: The University of Chicago Press, 1993.



Lunch N. and Lunch C. Insights into Participatory Video – a Handbook for the Field. Oxford: Insights, 2006.



McRobbie A. Fashion matters Berlin: city-spaces, women’s working lives, new social enterprise? // Cultural Studies. 2013. N 27 (6). P. 982–1010.



Pink S. Doing Visual Ethnography. Images, Media and Representation in Research. Sage: London, 2007.



McRobbie A. Be Creative: Making a Living in the New Culture Industry. Polity press, 2015.



Root R. A. Letter from the editor // Fashion Theory. 2008. N 12 (4). P. 419–426.



Shaw, J., Robertson C. Participatory Video: A Practical Guide to Using Video Creatively in Group Development Work. London: Routledge, 1997.



Shrum W., Duque R., Brown T. Digital Video as Research Practice: Methodology for the Millennium // Journal of Research Practice. 2005. URL: http://jrp.icaap.org/index.php/jrp/article/view/6/12 (дата обращения: 18.10.2017).



Stiegman, M., Pictou S. How do you say Netuklimuk in English? Using documentary video to capture Bear River First Nation’s learning through action // Learning from the ground up: global perspectives on social movements and knowledge production / Ed. A. Choudry and D. Kapoor. New York: Palgrave Macmillan, 2010.



Sunderland P.L. Entering entertainment: creating consumer documentaries for corporate clients // Handbook of Qualitative Research Methods in Marketing / Ed. Belk R.W. Cheltenham: Edward Elgar Publishing Limited, 2006.



Weinberg T. Making (in) Brooklyn: The production of textile, meaning and social change. / Textile society of America symposium proceedings. 2012. Paper 755. URL: http://digitalcommons.unl.edu/cgi/viewcontent.cgi?article¼1754&context¼tsaconf (дата обращения: 18.10.2017)
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Морозова, Д., & Гурова, О. (2017). «Следуя устойчивой моде»: изучение практик финских дизайнеров одежды с помощью исследовательского фильма. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(14), 72-84. извлечено от https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5510
Раздел
Исследовательские дискурсы: профессиональный труд, занятость, этнография