Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей

Научная статья
  • Ирина Алексеевна Писаренко Санкт-Петербургский государственный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия ixkpps@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7117-7474
    Elibrary Author_id 150001
    ResearchID ABC-5580-2020
  • Людмила Игоревна Заиченко Таллинский университет, Таллин, Эстония; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия luciazai@tlu.ee ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5555-0657
    ResearchID AAX-3105-2020
Выражение признательности
В статье использованы результаты исследовательского проекта № 19-29-14060 «Управление развитием образовательных отношений субъектов начальной школы в условиях цифровизации», поддержанного РФФИ.
Для цитирования
Писаренко И. А., Заиченко Л. И. Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 2. С. 54-80. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.4

Аннотация

В настоящее время многие родители испытывают дефицит компетентности в области цифровых технологий, однако вынуждены стать агентами «цифровой социализации» своих детей, так как уже в самом раннем возрасте дети знакомятся с различными гаджетами. Для изучения цифровых аспектов детско-родительских отношений авторы статьи опирались на исследование, включавшее в себя вопросы об уровне компетентности родителей (в том числе цифровой компетентности), их позициях в отношении развития цифровых навыков у своих детей; стратегиях решения проблем, возникающих из-за увлечения детей компьютерными играми и Интернетом; запросах к системе образования в связи с цифровизацией образовательного процесса. Основным методом сбора данных было двухэтапное анкетирование родителей учеников начальной школы. В результате были выделены несколько групп родителей по двум основаниям: отношение к цифровизации (сторонники и противники) и уровень цифровой компетентности (низкий — средний — высокий). Согласно полученным данным, бо́льшая часть родителей относит себя к компетентным (60%) и очень компетентным (17%) цифровым пользователям. Обнаружены прямые зависимости между уровнем цифровой компетентности родителей и 1) их отношением к цифровизации — чем более компетентным считал себя респондент, тем более позитивным было это отношение; 2) их активностью в формировании цифровых навыков детей, восприятием ребенка как субъекта самообразования в цифровой действительности.Полученные данные отражают спектр мнений родителей, который необходимо учитывать при взаимодействии с современной семьей и оказании помощи ей на всех этапах социализации ребенка.
Ключевые слова:
цифровая компетентность родителей, родительская ИКТ-медиация, ИКТ-аттитюды родителей, цифровые навыки детей, отношение к цифровизации

Биографии авторов

Ирина Алексеевна Писаренко, Санкт-Петербургский государственный университет; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет; доцент, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Людмила Игоревна Заиченко, Таллинский университет, Таллин, Эстония; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
докторант, Таллинский университет; старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Литература

Арнаутова Е.А. Особенности взаимоотношений подростков цифрового поколения с родителями // Коллекция гуманитарных исследований. Электронный научный журнал. 2018. Т. 14. № 5. С. 40–45.

Батенова Ю.В. и др. Готовность к информационному взаимодействию субъектов образовательного процесса // Перспективы науки и образования. 2019. Т. 41. № 5. С. 34–46. DOI: https://doi.org/10.32744/pse.2019.5.3

Бахадова Е.В. Специфика родительских отношений к детям в условиях киберсоциализации // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / Под ред. Т.Д. Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: МПГУ, 2019. С. 144–150.

Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Будыкин С.В. Информационная безопасность детей в обыденном понимании родителей и учителей // Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика». 2016. № 1. С. 77–86.

Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Синяков А.В. «Цифровое детство»: риски интернет-коммуникаций школьников, их родителей и учителей (по материалам прикладного исследования в Ставропольском крае, 2020) // Власть. 2020. Т. 28. № 5. С. 86–94.

Будыкин С.В., Дворянчиков Н.В., Бовина И.Б. Информационная безопасность детей и подростков в понимании родителей и учителей (Часть 2. Результаты эмпирического исследования) // Психология и право. 2016. Т. 6. № 1. С. 25–38. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2016060104

Буцык С.В. Цифровое поколение в российском образовании: от актуальности проблемы к оценке воздействия цифровизации на обучающихся // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 3. С. 24–32. DOI: http://dx.doi.org/10.21686/1818-4243-2020-3-24-32

Исаева Н.В. и др. Школьный барометр. COVID–19: ситуация с учением и обучением в российских школах // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020. № 6. С. 92–109.

Коптева В.К. Воздействие интернет–сообщества на формирование личности // Коммуникология: электронный научный журнал. 2017. Т. 2. № 3. С. 67–74.

Косарецкий С.Г. Уроки пандемии для общего и дополнительного образования. 2020. URL: https://ioe.hse.ru/data/2020/06/26/1607330757/Косарецкий%20СГ.pptx (дата обращения: 30.03.2021).

Лучинкина А.И. Троллинг в интернет–пространстве как результат девиантной интернет–социализации // Научный результат. Серия «Педагогика и психология образования». 2018. Т. 4. № 2. С. 68–76. DOI: https://doi.org/10.18413/2313-8971-2018-4-2-0-7

Панов В.И., Патраков Э.В. Цифровизация информационной среды: риски, представления, взаимодействия. М., Курск: ФГБНУ «Психологический институт РАО»; Университетская книга, 2020. DOI: https://doi.org/10.47581/2020/02.Panov.001

Патраков Э.В. Подростки и Интернет: реакции родителей. Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 129–144. DOI: https://doi.org/10.17223/17267080/72/7

Понукалина О.В. Детско-родительские конфликты в контексте цифровизации повседневности // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». 2020. Т. 20. № 1. С. 18–22. DOI: https://doi.org/10.18500/1818-9601-2020-20-1-18-22

Рудаков В.А. Родители об электронном образовании детей. Цифровизация образования: вызовы современности. Сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2020. С. 67–69.

Сивак Е. Родители и дети в период дистанционной учебы. 2020. URL: https://www.hse.ru/data/2020/06/26/1607076151/Сивак%20ЕВ.pptx (Дата обращения — 30.03.2021).

Синягина Н.Ю. Глобальная цифровизация: результаты опроса подростков // Образование личности. 2018. № 4. С. 12–17.

Солдатова Г.У., Вишнева А.Е. Особенности развития когнитивной сферы у детей с разной онлайн-активностью: есть ли золотая середина? // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 3. С. 97–118. DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2019270307

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Итоги цифровой трансформации: от онлайн-реальности к смешанной реальности // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16. № 4. C. 87–97. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.2020160409

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И. Неосведомленность родителей о столкновении подростков с рисками в интернете: содержание и психологические факторы // Психологический журнал. 2019. Т. 40. № 1. С. 71–83. DOI: https://doi.org/10.31857/S020595920002251-2

Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Российские подростки и родители: цифровая компетентность и онлайн–риски // Академический вестник Академии социального управления. 2017. Т. 25. № 3. С. 7–18.

Солдатова Г.У., Теславская О.И. Особенности использования цифровых технологий в семьях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста // Национальный психологический журнал. 2019. Т. 36. № 4. С. 12–27. DOI: https://doi.org/10.11621/npj.2019.0402

Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Использование цифровых устройств детьми дошкольного возраста // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 78–84.

Суннатова Р.И. Опыт удаленного школьного обучения: возможные риски для успешности социализации обучающихся // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. Т. 77. № 9. С. 69–75. DOI: https://doi.org/10.24158/spp.2020.9.12

Шпагина Е.М., Чиркина Р.В. Компетентность педагогов и психологов в области информационной безопасности детей // Психология и право. 2019. Т. 9. № 3. С. 261–277. DOI: https://doi.org/10.17759/psylaw.2019090319

Chaudron S., Di Giota R., Gemo M. Young Children (0-8) and Digital Technology — A Qualitative Study across Europe. JRC Science for Policy Report. 2018. DOI: http://dx.doi.org/10.2760/294383

Correa T. Bottom-Up Technology Transmission within Families: Exploring How Youths Influence Their Parents’ Digital Media Use with Dyadic Data // Journal of Communication. 2014. Vol. 64. № 1. P. 103–124. DOI: https://doi.org/10.1111/jcom.12067

Correa T. The Power of Youth: How the Bottom-Up Technology Transmission from Children to Parents Is Related to Digital (In)Equality // International Journal of Communication. 2015. Vol. 9. P. 1163–1186.

Dardanou M. et al. Use of Touchscreen Technology by 0–3-Year-Old Children: Parents’ Practices and Perspectives in Norway, Portugal and Japan // Journal of Early Childhood Literacy. 2020. Vol. 20. № 3. P. 551–573. DOI: https://doi.org/10.1177/1468798420938445

Deursen A. van, Dijk J. van. The Digital Divide Shifts to Differences in Usage // New Media & Society. 2014. Vol. 16. № 3. P. 507–526. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444813487959

Dias P. et al. The Role of Parents in the Engagement of Young Children with Digital Technologies: Exploring Tensions between Rights of Access and Protection, from ‘Gatekeepers’ to ‘Scaffolders’ // Global Studies of Childhood. 2016. Vol. 6. № 4. P. 414–427. DOI: https://doi.org/10.1177/2043610616676024

Dunn J. et al. It’s More Funner than Doing Work’: Children’s Perspectives on Using Tablet Computers in the Early Years at School // Early Child Development and Care. 2018. Vol. 188. № 6. P. 819–831. DOI: https://doi.org/10.1080/03004430.2016.1238824

Facer K. After the Moral Panic? Reframing the Debate about Child Safety Online // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education. 2012. Vol. 33. № 3. P. 397–413. DOI: https://doi.org/10.1080/01596306.2012.681899

Fertik M., Thompson D. The Reputation Economy: How to Optimize Your Digital Footprint in a World Where Your Reputation Is Your Most Valuable Asset. New York: Crown Business, 2015.

House R. The Inappropriateness of ICT in Early Childhood: Arguments from Philosophy, Pedagogy, and Developmental Research // Contemporary Debates in Childhood Education and Development / Ed. by S. Suggate, E. Reese. London, New York: Routledge, 2012. P. 105–120. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203115558-21

Johansen S.L., Larsen M.C., Ernest M.J. Young Children (0–8) and Digital Technology: A Qualitative Exploratory Study. National report — Denmark. 2016. URL: http://www.aau.dk/digitalAssets/201/201213_national-report_2015_denmark_proofread-2-.pdf (дата обращения: 30.03.2021).

Kruistum C. van, Steensel R. van. Young Children (0–8) and Digital Technology. National report — The Netherlands. 2016. URL: https://www.academia.edu/22009256/Young_children_08_and_digital_technology_Dutch_national_report (дата обращения: 30.03.2021).

Livingstone S., Helsper E. Parental Mediation and Children’s Internet Use // Journal of Broadcasting & Electronic Media. 2008. Vol. 52. № 4. P. 581–599. DOI: https://doi.org/10.1080/08838150802437396

Mikelic Preradovic N., Lešin G., Šagud M. Investigating Parents’ Attitudes towards Digital Technology Use in Early Childhood: A Case Study from Croatia // Informatics in education. 2016. Vol. 15. № 1. P. 127–146. DOI: https://doi.org/10.15388/infedu.2016.07

Przybylski A., Mishkin A. How the Quantity and Quality of Electronic Games Relates to Adolescents’ Academic Engagement and Psychological Adjustment // Psychology of Popular Media Culture. 2016. Vol. 5. № 2. P. 145–146. DOI: https://psycnet.apa.org/doi/10.1037/ppm0000070

Stattin H., Kerr M. Parental Monitoring: A Reinterpretation // Child Development. 2000. Vol. 71. № 4. P. 1072–1085. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8624.00210

Stewart J. Local Experts in the Domestication of Information and Communication Technologies // Information, Communication and Society. 2007. Vol. 10. № 4. P. 547–569. DOI: https://doi.org/10.1080/13691180701560093

Wang Y. Parent-Child Role Reversal in ICT Domestication: Media Brokering Activities and Emotional Labors of Chinese “Study Mothers” in Singapore // Journal of Children and Media. 2020. Vol. 14. № 3. P. 267–284. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2020.1725900

Yuen A.H. et al. The Significance of Cultural Capital and Parental Mediation for Digital Inequity // New Media & Society. 2018. Vol. 20. № 2. P. 599–617. DOI: https://doi.org/10.1177/1461444816667084

Zimmer F., Scheibe K., Henkel M. How Parents Guide the Digital Media Usage of Kindergarten Children in Early Childhood // International Conference on Human Computer Interaction. Cham: Springer, 2019. P. 313–320. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-3-030-23525-3_41
Статья

Поступила: 22.05.2021

Опубликована: 25.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Писаренко, И. А., & Заиченко, Л. И. (2021). Родители как субъекты влияния на развитие цифровых навыков детей. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(2), 54-80. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.4
Раздел
Полевые исследования