Фрагментарность памяти об Афгане у последующих поколений: результаты фокус-групп со студентами

  • Наталья Сергеевна Мастикова Государственный академический университет гуманитарных наук, ГАУГН (Москва) navor@bk.ru
Для цитирования
Мастикова Н. С. Фрагментарность памяти об Афгане у последующих поколений: результаты фокус-групп со студентами // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2016. Том 5. № 6. С. 126-132.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению проблеме трансляции исторической памяти в процессе социализации. На наш взгляд, нестабильная ситуация в различных сферах жизни современного российского общества, разрыв межпоколенческих связей, недостаток правдивой информации о событиях позднесоветского периода нарушают воспроизводство исторической памяти, обостряя проблемы социализации молодого поколения. В данном исследовании на примере Афганской войны, мы пытались выяснить, что молодежь знает о таком значимом историческом событии, по каким каналам, в основном, происходит воспроизводство памяти об этом событии.В 2010 году нами было проведено две фокус-группы со студентами первого и второго курсов факультета социологии ГАУГН, целью которых было выявить общее представление об Афганской войне, знания о ее событиях, соотношение публичного и приватного дискурса об Афганской войне. В результате исследования мы выяснили характер знаний студентов о войне и отношение к ней как объекту национальной памяти.Рассматривая проблемы социализации в современной России, нельзя не учитывать особенности периода, совпавшего со временем личностного становления студентов, ставших объектом нашего исследования — периода трансформации политической, экономической, культурной жизни общества. В интересующем нас контексте, это время отличается неоднозначностью оценок большинства событий советского времени различными группами общества. Тем более, это касается таких острых моментов истории как Афганская война. Это историческое событие имело неоднозначные трактовки во время ее ведения, после вывода советских войск в 1989 году, однако, последующие драматические для России события (распад Советского Союза, Чеченская война, теракты и т.д.) привели к переносу интереса общественности в другие сферы.
Ключевые слова:
Афганская война, фрагментарность памяти, трансляция памяти, воспроизводство памяти, воспроизводство исторической памяти, трансляция исторической памяти, публичный дискурс

Биография автора

Наталья Сергеевна Мастикова, Государственный академический университет гуманитарных наук, ГАУГН (Москва)
Аспирант Социологического факультета ГАУГН

Литература

Данилов А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразовательных учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2008.

База данных ФОМ. Россия: чем гордимся, чего стыдимся? // 14 февраля 2002. Опрос населения. Режим доступа: http://bd.fom.ru/report/map/dd020627

Верхотуров Д. Начался научный этап изучения Афганской войны // Афганистан.Ру / Режим доступа: http://www.afghanistan.ru/doc/15911.html

Восточная литература // Режим доступа: www.vostlit.info

Голембевска И. 17 января 1945 в Варшаве. Представление событий в школьных учебниках по истории, действующих в Польше после Второй мировой войны. [Рукопись].

Книга памяти // Режим доступа: http://www.rsva-ural.ru/library/mbook.php?id=364

Кинсбурский А., Топалов М. Реабилитация участников афганской войны в общественном мнении. // Социологические исследования. 1992. № 1.

Костыря А.А. Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979–1989 гг.). Донецк: Промінь, 2009.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Мастикова, Н. С. (2016). Фрагментарность памяти об Афгане у последующих поколений: результаты фокус-групп со студентами. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 5(6), 126-132. извлечено от https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4400
Раздел
Новые ракурсы рассмотрения памяти