Интерпретация изображений и Документальный метод

  • Ральф Бонзак Свободный университет Берлина bohnsack@zedat.fu-berlin.de
Выражение признательности
Документальный методинтерпретация изображенийсоциология знанияистория искусствасемиотикаформальная структура изображенийсравнительный анализ
Для цитирования
Бонзак Р. Интерпретация изображений и Документальный метод // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2017. Том 9. № 13. С. 7-26.

Аннотация

Значительное продвижение в качественных методах напрямую связано с развитием области текстовой интерпретации. На основании тщательной реконструкции формальных структур тексты рассматриваются как автономные сферы само-референтных систем. До сих пор в поле социальных наук подобный методологический статус отрицался в отношении изображений в эмпирическом исследовании. Документальный метод, основанный н социологии знания Карла Мангейма, открывает методический доступ к изображениям. Методология из истории искусства (Панфоски, Имдал) может быть подходящей для эмпирического исследования в социальных науках. Связи с семиотикой (Барт, Эко) и философией (Фуко) отражаются как следствие на качественных методах. Таким образом, вербально-контекстуальное «до-знание» может контролироваться методически в документальной интерпретации изображений. Реконструкция формальной структуры изображений приобретает первостепенную важность в анализе. В статье все это показывается на примерах из исследовательской практики.
Ключевые слова:
Документальный метод, интерпретация изображений, социология знания, история искусства, семиотика, формальная структура изображений, сравнительный анализ

Биография автора

Ральф Бонзак, Свободный университет Берлина
Доктор философии, профессор Свободного университета Берлина

Литература

Baltruschat, Astrid (2010). Film interpretation according to the documentary method. In: Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/ Weller, Wivian (eds.) (2010): Qualitative analysis and documentary method in international educational research (pp. 311–342). Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich. URL:



http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=334 (accessed 11.07.2017).



Baltruschat, Astrid (2011). Pars pro toto: film interpretation according to the documentary method illustrated by means of an example. In: Educação Temática Digital (ETD), Jg. 12, Heft 2, pp. 77–92. URL:



http://www.fae.unicamp.br/revista/index.php/etd/article/view/2299 (accessed 11.07.2017).



Barthes, Roland (1967). Elements of semiology. London: Jonathan Cape.



Barthes, Roland (1991). The responsibility of forms. Critical essays on music, art and representation. Berkeley: University of California Press.



Belting, Hans (2001). Bild-Anthropologie. Entwürfe für eine Bildwissenschaft. München: Fink.



Berger, Peter & Peter Luckmann (1966). The social construction of reality. Garden City, New York: Doubleday.



Birdwhistell, Ray L. (1952). Introduction to kinesics (An annotation system for analysis of body motion and gesture). Louisville: University of Louisville.



Boehm, Gottfried (1978). Zu einer Hermeneutik des Bildes. In Hans-Georg Gadamer & Gottfried Boehm (Eds.), Seminar: Die Hermeneutik und die Wissenschaften (pp. 444–471). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.



Bohnsack, Ralf (2001). Dokumentarische Methode. Theorie und Praxis wissenssoziologischer Interpretation. In Theo Hug (Ed.), Wie kommt Wissenschaft zu Wissen? Bd. 3: Einführung in die Methodologie der Kultur- und Sozialwissenschaften (pp. 326–345). Baltmannsweiler.



Bohnsack, Ralf (2003). Qualitative Methoden der Bildinterpretation. Zeitschrift für Erziehungswissenschaft (ZfE), II, pp. 159–172.



Bohnsack, Ralf (2004). Group discussion. In Uwe Flick, Ernst von Kardorff Iris Steinke (Eds.), A companion to qualitative research. (pp. 214–220). London: Sage.



Bohnsack, Ralf (2006). Mannheims Wissenssoziologie als Methode. In Dirk Tänzler, Hubert Knoblauch, Hubert & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Neue Perspektiven der Wissenssoziologie (pp. 271–291).



Konstanz: UVK.



Bohnsack, Ralf (2007a). Die dokumentarische Methode in der Bild- und Fotointerpretation. In Ralf



Bohnsack, Iris Nentwig-Gesemann & Arnd-Michael Nohl (Eds.), Die dokumentarische Methode und ihre Forschungspraxis. Grundlagen qualitativer Sozialforschung (2nd edition, pp. 67–90). Wiesbaden: VS-Verlag.



Bohnsack, Ralf (2007b). «Heidi»: Eine exemplarische Bildinterpretation auf der Basis der dokumentarischen



Methode In Ralf Bohnsack, Iris Nentwig-Gesemann & Arnd-Michael Nohl (Eds.), Die dokumentarische Methode und ihre Forschungspraxis. Grundlagen qualitativer Sozialforschung (2nd edition, pp.323–337). Wiesbaden: VS-Verlag (2nd edition).



Bohnsack, Ralf (2007c). Zum Verhältnis von Bild- und Textinterpretation in der qualitativen Sozialforschung. In Barbara Friebertshäuser, Heide von Felden, Heide & Burkhard Schäffer (Eds.), Bild und Text — Methoden und Methodologien visueller Sozialforschung in der Erziehungswissenschaft. (pp. 21–



. Opladen: Barbara Budrich.



Bohnsack, Ralf (2007d). Dokumentarische Bildinterpretation am Beispiel eines Werbefotos. In Renate Buber & Hartmut Holzmüller (Eds.), Qualitative Marktforschung. Konzepte. Methoden. Analysen (pp. 951–978). Stuttgart: Gabler.



Bohnsack, Ralf (2009). Qualitative Bild- und Videointerpretation. Die dokumentarische Methode. Opladen/ Farmington Hills: UTB.



Bohnsack, Ralf (2010a). Documentary method and group discussions. In: Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/Weller, Wivian (eds.): Qualitative analysis and documentary method in ínternational educational research (pp. 99–124) Opladen & Farmington Hills URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php?



ID=334 (accessed 11.07.2017).



Bohnsack, Ralf (2010b). Rekonstruktive Sozialforschung. Einführung in qualitative Methoden. Opladen und Farmington Hills, MI 2010 (8th edn.).



Bohnsack, Ralf (2013). Documentary method. In: Flick, Uwe (ed.): SAGE handbook of analyzing qualitative data (pp. 217–233) bb. Thousand Oakes/London/New Delhi: Sage.



Bohnsack, Ralf/Pfaff, Nicolle/Weller, Wivian (eds.) (2010): Qualitative analysis and documentary method in international educational research. Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=334 (accessed 11.07.2017).



Bohnsack, Ralf (2017a). Praxeologische Wissenssoziologie. Opladen/Toronto: Barbara Budrich/UTB.



Bohnsack, Ralf (2017b). Praxeological Sociology of Knowledge and Documentary Method: Karl Mannheim’s Framing of Empirical Research. In: Kettler, David/Meja, Volker (Hg.): The Anthem Companion to Karl Mannheim. London/New York/Delhi.



Bohnsack, Ralf & Przyborski, Aglaja (2006). Diskursorganisation, Gesprächsanalyse und die Methode der Gruppendiskussion. In Ralf Bohnsack, Aglaja Przyborski & Burkhard Schäffer (Eds.), Das Gruppendiskussionsverfahren in der Forschungspraxis. (pp. 233–248). Opladen & Farmington Hills: Barbara Budrich.



Bohnsack, Ralf/ Pfaff, Nicolle/ Weller, Wivian (eds.) (2010). Qualitative analysis and documentary method in international educational research. Opladen/Farmington Hills: Barbara Budrich. URL: http://www.budrich-verlag.de/pages/details.php? ID=38,98 (accessed 11.07.2017).



Bourdieu, Pierre (1990). Photography. A middle-brow art. Stanford: Stanford University Press.



Bourdieu, Pierre (1992). The practice of reflexive sociology (The Paris workshop). In Pierre Bourdieu & Loïc J. D. Wacquant (Eds), An invitation to reflexive sociology (pp. 217–260). Cambridge: Polity Press.



Eco, Umberto (1968). La struttura assente. Milano: Bompiani.



Eco, Umberto (1994). Einführung in die Semiotik (8th edition). München: Fink.



Foucault, Michel (1989). The order of things. An archaeology of the human sciences. London: Routledge.



Garfinkel, Harold (1961). Aspects of common sense knowledge of social structures. In International Sociological Association (Ed.), Transactions of the Fourth World Congress of Sociology (Vol. IV, pp. 51–65). Lovain: International Sociological Association.



Garfinkel, Harold (1967). Studies in ethnomethodology. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hall.



Gebauer, Günther & Wulf, Christoph (1995). Mimesis. Culture — art — society. Berkeley: University of California Press.



Goffman, Erving (1979). Gender advertisements. New York: Harper and Row.



Goodwin, Charles (2001). Practices of seeing visual analysis: An ethnomethodological approach.



In Theo van Leeuwen & Carey Jewitt (Eds.), Handbook of visual analysis (pp. 157–182) Los Angeles: Sage.



Greub, Thierry (Ed.) (2001). Las Meninas im Spiegel der Deutungen. Eine Einführung in die Methoden der Kunstgschichte. Berlin: Reimer.



Günthner, Susanne & Knoblauch, Hubert (1995). Culturally patterned speaking practices — The analysis of communicative genres. Pragmatics, 5(1), pp. 1–32.



Heidegger, Martin (1986). Sein und Zeit. Tübingen: Mohr. [Orig. 1927].



Imdahl, Max (1979). Überlegungen zur Identität des Bildes. In Odo Marquard &Karlheinz Stierle (Eds.),



Identität (Reihe: Poetik und Hermeneutik, Bd. VII) (pp. 187–211). München: Fink.



Imdahl, Max (1994). Ikonik. Bilder und ihre Anschauung. In Gottfried Boehm (Ed.), Was ist ein Bild? (pp. 300–324). München: Fink.



Imdahl, Max (1996a). Giotto — Arenafresken. Ikonographie — Ikonologie — Ikonik. München: Fink.



Imdahl, Max (1996b). Wandel durch Nachahmung. Rembrandts Zeichnung nach Lastmanns «Susanna im Bade». In Max Imdahl, Zur Kunst der Tradition. Gesammelte Schriften, Vol. 2 (pp. 431–456). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.



Imdahl, Max (1996c). Pose und Indoktrination. Zu Werken der Plastik und Malerei im Dritten Reich.



In Max Imdahl, Reflexion — Theorie — Methode. Gesammelte Schriften, Vol. 3 (pp. 575–590). Frankfurt a.M.: Suhrkamp.



Knoblauch, Hubert (2006). Videography. focused ethnography and videoanalysis. In Hubert Knoblauch, Bernt Schnettler, Jürgen Raab & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Video analysis. Methodology and



methods. Qualitative audiovisual data analysis in sociology (pp. 69–83). Frankfurt a.M.: Peter Lang.



Leeuwen, Theo van (2001). Semiotics and iconography. In Theo van Leeuwen & Carey Jewitt (Eds.), Handbook of visual analysis (pp. 92–118). Los Angeles: Sage.



Luhmann, Niklas (1987). Soziale Systeme. Grundriss einer allgemeinen Theorie. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.



Luhmann, Niklas (1990). Die Wissenschaft der Gesellschaft. Frankfurt a.M: Suhrkamp.



Mannheim, Karl (1952). On the interpretation of Weltanschauung. In Karl Mannheim, Essays in the sociology of knowledge (pp. 33–83). London: Routledge & Kegan Paul.



Mannheim, Karl (1980). Strukturen des Denkens. Frankfurt a.M.: Suhrkamp.



Mannheim, Karl (1982). Structures of Thinking. London: Routledge & Kegan Paul.



Mitchell, William J. T. (1994). Picture theory. Essays on verbal and visual representation. Chicago & London: The University of Chicago Press.



Nentwig-Gesemann, Iris (2006). The ritual culture of learning in the context of family vacation: a qualitative analysis of vacation pictures. In Tobias Werler & Christoph Wulf (Eds.), Hidden dimensions of education. Rhetoric, rituals and anthropology (pp. 135–148). Münster: Waxmann.



Panofsky, Erwin (1932). Zum Problem der Beschreibung und Inhaltsdeutung von Werken der Bildenden Kunst. Logos, XXI, pp. 10–119.



Panofsky, Erwin (1955). Iconography and iconology: An introduction to the study of Renaissance art. In Erwin Panofsky, Meaning in the visual arts (pp. 51–81). Harmondsworth, Middlesex: Penguin Books.



Panofsky, Erwin (1992). Die Perspektive als «symbolische Form». In Erwin Panofsky (Ed.), Aufsätze zu Grundfragen der Kunstwissenschaft (pp. 99–167). Berlin: Wissenschaftsverlag Spiess. [Orig. 1927]



Popper, Karl R. (1959). The logic of scientific discovery. London: Hutchinson & Co.



Salgado, Sebastião (1997). Terra. Frankfurt a.M.: Zweitausendeins.



Sacks, Harvey (1995). Lectures on conversations. Vol. I & II. Oxford (UK) and Cambridge (USA): Blackwell.



Schutz, Alfred (1964). Collected papers I. Den Haag: Martinus Nijhoff.



Schütze, Fritz (1987). Das narrative Interview in Interaktionsfeldstudien: Erzähltheoretische Grundlagen.



Studienbrief der Fernuniversität Hagen.



Wagner-Willi, Monika (2006). On the multidimensional analysis of video-data. Documentary interpretation of interaction in schools. In Hubert Knoblauch, Bernt Schnettler, Jürgen Raab & Hans-Georg Soeffner (Eds.), Video analysis. Methodology and methods. Qualitative audiovisual data analysis in sociology (pp. 143–153). Frankfurt a.M.: Peter Lang.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Бонзак, Р. (2017). Интерпретация изображений и Документальный метод. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 9(13), 7-26. извлечено от https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/5373
Раздел
Теоретические дискурсы и дискуссии