О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии

Екатерина Сергеевна Воробьева

Ссылка при цитировании


Воробьева Е. С. О чем рассказывает татуированное тело: гендерный аспект в опыте визуальной социологии / // Интеракция. Интервью. Интерпретация, 2018. Том. 10. № 16. C. 70-80. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.16.6.

Аннотация


Статья посвящена визуальному анализу гендерных аспектов современного татуирования. Объектом исследования является татуирование мужчин и женщин, предметом — гендерные репрезентации в татуировках. Показано, что современное татуирование, в основной своей массе, воспроизводит культурный дискурс нормативной фемининности и маскулинности. Однако некоторые потребители татуировок бросают этой нормативности вызов. Выделены и интерпретированы три типа татуировок у обоих полов: (1) татуировки, транслирующие гендерную принадлежность их носителей, (2) гендерно нейтральные татуировки и (3) татуировки с гендерной трансгрессией. Визуальный анализ татуировок дополнен небольшим количеством примеров из ранее проведенных автором интервью с татуированными респондентами.

Ключевые слова


татуирование; репрезентация гендера; потребительское поведение; визуальный анализ

Полный текст:

PDF

Литература


Бовуар С. де. Второй пол. Т. 1–2. / Пер. с франц.; общ. ред. и вступ. ст. С. Г. Айвазовой, коммент. М. В. Аристовой. М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.

Ваньке А. Мужская сексуальность в дискурсе журнала Men’s Health // Здоровье и интимная жизнь: социологические подходы: сб. ст. под ред. Е. Здравомысловой и А. Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2011. С. 178–209.

Винсент С. Дж. Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней. М.: НЛО, 2016.

Воробьёва Е.С. Формирование мотивации ктатуированию как механизм конструирования идентичности // Теория и практика общественного развития. 2016. № 6 [Электронный ресурс]. URL: http://teoriapractica.ru/rus/fles/arhiv_zhurnala/2016/6/sociology/vorobiyova.pdf (дата обращения: 08.10.2017)

Гоффман И. Гендерный дисплей // Жеребкина И. А. (ред.) Введение в гендерные исследования. Ч. 2: Хрестоматия / под ред. С. Жеребкина. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2001. С. 306–335.

Женщина и визуальные знаки: сб. ст. / под ред. А. Альчук. М.: Идея-Пресс, 2000.

Кирилина А. Гендерные исследования в лингвистике и теории коммуникации (Серия: «Учебные пособия по гендерной теории в гуманитарных науках»). М.: РОССПЭН, 2004.

Кон И. Отцовство как компонент мужской идентичности // Демоскоп Weekly. 2006. № 237–238. [Электронный ресурс]. URL: http://www.demoscope.ru/weekly/2006/0237/analit03.php (дата обращения: 08.10.2017)

Кук Д. Третье плавание капитана Джеймса Кука. М.: Мысль, 1971.

Леви-Стросс К. Печальные тропики / Пер. с фр. Г. А. Матвеевой; науч. консультант и авт. предисл. Л. А. Файнберг. М.: Мысль, 1984.

Луман Н. Реальность массмедиа / Пер. с нем. А. Ю. Антоновского. М.: Канон+: РООИ «Реабилитация», 2012.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. М.: Интербук, 1990.

О мужественности: сб. ст. / Сост. С. Ушакин. М.: НЛО, 2002.

Ратцель Ф. Народоведение / [Соч.] проф. д-ра Фридриха Ратцеля; Пер. со 2-го соверш. перераб. нем. изд., с разреш. изд. подлинника, с библиогр. указ., [предисл.] и доп. Д. А. Коропчевского. 2-е изд. со стереотип. Т. 1–2. СПб.: Просвещение, 1902.

Российский гендерный порядок: социологический подход / под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2007.

Чернова Ж. Нормативная мужская сексуальность: (ре)презентации в медиадискурсе // В поисках сексуальности / под ред. Е. Здравомысловой, А. Тёмкиной. СПб., Дмитрий Буланин, 2002. С. 527–549.

Энциклопедия символов, знаков, эмблем / cост. В. Андреева и др. М.: Локид: Миф, 1999.

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М. — СПб., 1997.

Dawson M. The consumer trap: Big business marketing in American life. Champaign: University of Illinois Press, 2003.

Dohscha S., Ozanne J. L. An ecofeminist analysis of environmentally sensitive women using qualitative methodology: The emancipatory potential of an ecological life // Journal of Public Policy and Marketing, 2003. № 20(2). Р. 201–214.

Kozinets R. V. Can Consumers Escape the Market? Emancipatory Illuminations from Burning Man // Journal of Consumer Research, 2002. № 29(1). Р. 203.

Kozinets R. V. and Handelman J. Adversaries of consumption: Consumer movements, activism, and ideology // Journal of Consumer Research, 2004. № 31(3). Р. 691–704.

Le Breton D. Tatouages et piercing… un bricolage identitaire? // Identite(s): L’individu, le groupe, la societe. Paris, 2004. P. 109–115.

Sanders C. R. Marks of mischief: Becoming and being tattooed // Journal. of contemporary ethnography. Newbury Park, 1988. Vol. 16. N 4. P. 395–432.

Spencer B. The native tribes of central Australia / Ed. by Spencer B. and F. J. Gillen. Macmillan and Co., Limited: The Macmillan Company, 1899.




DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2018.16.6

Ссылки

  • Ссылки не определены.