Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма

  • Мария Петровна Кузь Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; исследовательская компания «РАДАР» m.p.kuz@yandex.ru ORCID ID 0000-0001-7765-8482
  • Валерия Дмитриевна Черноскутова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» valeria.che@icloud.com ORCID ID 0000-0002-9019-793X
Для цитирования
Кузь М. П., Черноскутова В. Д. Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том 11. № 19. С. 38-61. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.3

Аннотация

Данная статья посвящена изучению потребительских практик и внутренней структуры вегетарианского сообщества. С одной стороны, вегетарианцы придерживаются аскетичного образа жизни, в то время как с другой стороны, они все еще являются частью общества потребления, о чем свидетельствует популяризация специализированного рынка для вегетарианцев. Так возникает противоречие между демонстрируемым вегетарианцами отказом от потребления и реальной вовлеченностью в процессы, диктуемые обществом консьюмеризма. Эмпирическую базу исследования составило 21 глубинное интервью с представителями различных типов вегетарианской диеты: вегетарианство, веганство, сыроедение-фрукторианство, а также результаты онлайн-опроса (225 завершенных анкет), проведенного с целью верификации некоторых результатов, полученных на качественном уровне. Показано, что потребление в процессе перехода на вегетарианскую диету (любой ее тип) играет важную адаптивную роль: благодаря покупке одинаковых товаров происходит ассимиляция с группой. Степень привязанности к «вегетарианскому рынку» дифференцирована по типам вегетарианской диеты — в качестве единой смысловой цепочки выдвигается предположение о «ступенчатом характере» элементов цепи. С помощью теории “rite de passage” переход на каждую из этих ступеней (от «обычного» рациона к вегетарианству, от вегетарианства к веганству, от веганства к сыроедению и фрукторианству) рассмотрен, согласно трем фазам (отделение, переход, включение). На основании полученных данных делается вывод о существовании “вегетарианской лестницы”, продвижение по которой происходит посредством цикличного «обряда перехода» (с каждой новой ступенью необходимо снова и снова проходить весь “rite de passage”).
Ключевые слова:
вегетарианство, общество потребления, этический консьюмеризм, осознанное потребление, обряд перехода, смешанные методы

Биографии авторов

Мария Петровна Кузь, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; исследовательская компания «РАДАР»
Студентка факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; младший руководитель проектов в исследовательской компании «РАДАР»
Валерия Дмитриевна Черноскутова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Магистрантка факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»

Литература

Барт Р. Избранные работы: Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989.

Барт Р. Система моды. Статьи по семиотике культуры. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2003.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. Пер. Е. А. Самарская. М.: Культурная революция, Республика, 2006.

Бурстин Д. Сообщества потребления // THESIS. 1993. Т. 1. Вып. 3. С. 231–254.

Вебер М. Социология религии // Работы М. Вебера по социологии религии и идеологии. М.: ИНИОН, 1985.

Демина Н. Защита диссертации как обряд перехода // Антропология академической жизни: традиции и инновации / Отв. ред. Г. А. Комарова. М.: ИЭА РАН, 2013, С. 184–204.

Есть чисто: как развивается рынок экопродуктов. 2017 [Электронный ресурс] // ТАСС: [вебсайт]. URL: http://tass.ru/ekonomika/4190384 (дата обращения: 05.08. 2019).

Зарубина Н. Вегетарианство в России: индивидуальный выбор против традиций // Историческая психология и социология истории. 2016. № 2. С. 137–154.

К вегетарианству в России относятся благожелательно, но практикуют редко. 2013 [Электронный ресурс] // Superjob.ru: [веб-сайт]. URL: https://www.superjob.ru/ research/articles/111380/ k-vegetarianstvu-v-rossii-otnosyatsya-blagozhelatelno (дата обращения: 05.08. 2019).

Кафе и рестораны, где есть вегетарианское меню. Москва. 2019 [Электронный ресурс] // Афиша live: [веб-сайт]. URL: https://www.afsha.ru/msk/restaurants/ restaurant_list/veggy_menu (дата обращения: 05.08. 2019).

Кафе и рестораны, где есть вегетарианское меню. Санкт-Петербург. 2019 [Электронный ресурс] // Афиша live: [веб-сайт]. URL: https://www.afsha.ru/spb/restaurants/restaurant_list/veggy_menu (дата обращения: 05.08. 2019).

Ковалев Е. М., Штейнберг И. Е. Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М: Логос, 1999.

Колозариди П. В. Видеоинтервью с помощью онлайн-приложений: методический опыт // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 96–127.

Кто такие вегетарианцы? 2014 [Электронный ресурс] // ФОМ: [веб-сайт]. URL: http://fom.ru/Obraz-zhizni/11676 (дата обращения: 05.08. 2019).

Романова Р. И. Что политического в потреблении? // Экономическая социология. 2018. Т. 19. № 1. С. 168–187.

Савинская О. Б., Истомина А. Г., Ларкина Т. Ю., Круглова К. Д. Концептуальные представления о стратегиях смешивания методов (mixed methods research): этапы развития и современные дискуссии // Социологические исследования. 2016. № 8. С. 21–29.

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники / Пер. с англ. и послесловие Т. С. Васильевой. М: Эдиториал УРСС, 2001.

Штейнберг И. Логические схемы обоснования выборки для качественных интервью: «восьмиоконная» модель // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2014. № 38. С. 3–871.

Adams C. The Sexual Politics of Meat: A Feminist-Vegetarian Critical Theory // New York: Continuum International. Oxford: Polity Press, 1990.

Doniger W. Eating Karma in Classical South Asian Texts // Social Research. 1999. № 66 (1). P. 151–165.

Dyett P., Sabate J., Haddad E., Rajaram S., Shavlik D. Vegan lifestyle behaviors. An exploration of congruence with health-related beliefs and assessed health indices // Appetite. 2013. № 67. P. 119–124.

Ethical Consumerism. 2001 [Электронный ресурс] // The Guardian.: [веб-сайт]. URL: https://www.theguardian.com/money/2001/feb/22/ethicalmoney1 (дата обращения: 05.08.2019).

Ferro-Luzzi G. E. Ritual as Language: The Case of South Indian Food Offerings // Current Anthropology. 1977. № 18 (3). P. 507–514.

Fjellstrom Ch. Food’s cultural system of knowledge — meals as a cultural and social arena // Food in Contemporary Society / ed. by Paivi Palojoki. Helsinki: Yliopistopaino, 2009. P. 19–23.

Freestone O., McGoldrick P. Motivations of the Ethical Consumer // Journal of Business Ethics. 2008. № 79 (4). P. 445–467.

Friedman M. A Positive Approach to Organized Consumer Action: The “Buycot” as an Alternative to the Boycott // Journal of Consumer Policy. 1996. № 19 (4). P. 439–451.

Gaard G. Ecofeminism: Women, Animals, Nature. Philadelphia: Temple University Press, 1993.

Gennep A. van. The Rites of Passage. Chicago: The University of Chicago Press, 1960.

Itulua-Abumere F. Concepts and Practices of Food Consumptions in Modern Society // Open Journal of Social Science Research. 2013. № 1 (4). P. 78–85.

Janssen M., Busch C., Rödiger M., Hamm U. Motives of consumers following a vegan diet and their attitudes towards animal agriculture // Appetite. 2016. № 105. P. 643–651.

Kerschke-Risch P. Vegan diet: Motives, approach and duration. Initial results of a quantitative sociological study // Ernaehrungs Umschau. 2015. № 62 (6). P. 98–103.

Khare R. A Case of Anomalous Values in Indian Civilization: Meat-Eating Among the Kanya-Kubja Brahmans of Katyayan Gotra // The Journal of Asian Studies. 1966. № 25 (2). P. 229–240.

Kumar R. Research Methodology: a step-by-step guide for beginners. London: SAGE Publications, 2011.

Miller D. A Theory of Shopping // Cambridge: Polity. 1998.

Miller D. Capitalism: An Ethnographic Approach. New York: Berg, 1997.

Mintz S. W., Du Bois C. M. The anthropology of food and eating // Annual review of anthropology. 2002. № 31 (1). P. 99–119.

Pratt J. Food Values: The Local and the Authentic // Critique of Anthropology. 2007. № 27 (3). P. 285–300.

Sayer A. (De-)Commodifcation, consumer culture and moral economy // Environment and Planning D: Society and Space. 2003. № 21. P. 341–357.

Sayer A. Moral economy and political economy // Studies in Political Economy. 2000. № 61 (1). P. 79–103.

Sobal J. Food in Global History — Food system globalization, eating transformations, and nutrition transitions // ed. R. Grew. Boulder, CO: Westview, 1999. P. 171–193.

Sparks P., Shepherd R. Self-Identity and the Theory of Planned Behavior: Assessing the Role of Identifcation with “Green Consumerism” // Social Psychology Quarterly. 1992. № 55. (4). P. 388–399.

Staying Vegan: Tips and tricks for the rest of your life. 2011 [Электронный ресурс] // Archive.today: [веб-сайт]. URL: https://archive.ph/EOrp7 (дата обращения: 05.08.2019).

Turner V. The Ritual Process: Structure and Anti-Structure. Chicago: Aldine Pub. Co., 1969.

Waldmann A., Koschizke J. W., Leitzmann C., Hahn A. Dietary intakes and lifestyle factors of a vegan population in Germany: Results from the German Vegan Study // European Journal of Clinical Nutrition. 2003. № 57. P. 947–955.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кузь, М. П., & Черноскутова, В. Д. (2019). Вегетарианская диета: потребление в контексте аскетизма. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 11(19), 38-61. https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.3
Раздел
Полевые исследования