Имидж города как элемент экономики знаний: кейс «города науки» Дармштадта

  • Юлия Андреевна Еременко Социологический институт ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Университет Бамберга eremenko.iuliia@gmail.com ORCID ID 0000-0002-8024-6611
    Elibrary Author_id 1040245
Для цитирования
Еременко Ю. А. Имидж города как элемент экономики знаний: кейс «города науки» Дармштадта // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том 11. № 19. С. 81-94. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.5 (in English).

Аннотация

Многие города по всему миру имеют официальный или неофициальный имидж «города науки» (наукограда). Маркетинговые исследования показывают, что наличие этого имиджа положительно влияет на уровень привлекательности территории для национальных и международных инвесторов. В статье рассматривается имидж города как конструкт, который формируется в условиях конкуренции между городами. На примере немецкого «города науки» Дармштадта показано, какие ресурсы используются городским маркетингом для создания имиджа идеального места для научной деятельности. Статья базируется на материалах авторского исследования, состоящего из серии полуструктурированных интервью со специалистами по истории и развитию города: представителями научных организаций, местными политиками, городскими активистами и руководителями, занимающимися адаптацией студентов. Кроме того, был проведен текстовый анализ содержания буклетов и брошюр о Дармштадте, которые выпускаются местной администрацией. На основе этих материалов анализируются репрезентации Дармштадта и его имиджа «города науки» как в маркетинговых публикациях, так и в повседневном восприятии местных жителей. Автор приходит к выводу о различиях в репрезентациях Дармштадта, основанных на бренде «города науки» и направленных на внешнего потребителя, и физического пространства города, а также восприятия Дармштадта его жителями, для которых повседневные взаимодействия и уровень научных организаций являются ключевыми элементами имиджа города.
Ключевые слова:
бренд территории, город науки, местные сообщества, кейс-стади, экономика знаний, Германия

Биография автора

Юлия Андреевна Еременко, Социологический институт ФНИСЦ РАН; Санкт-Петербургский государственный университет; Университет Бамберга
Младший научный сотрудник СИ РАН  - филиала ФНИСЦ РАН; аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета и  Университета Бамберга (Германия).

Литература

Andereck K. L., Nyaupane G. P. (2011) Exploring the nature of tourism and quality of life perceptions among residents. Journal of Travel Research. No 50. P. 248–260.



Andereck K. L., Vogt C. A. (2000) The relationship between residents’ attitudes toward tourism and tourism development options. Journal of Travel Research. No 39. P. 27–36.



Ashworth G. J., Voogd H. (1990) Selling the City. Belhaven Press, London.



Avraham E. (2002) Cities and their news media images. Cities. No 17. P. 363–370.



Bauman Z. (1998) Globalization: The human consequences. Columbia University Press.



Brinkley I. (2006) Defning the knowledge economy. London: The work foundation.



Dholakia U. M., Bagozzi R. P., Pearo L. K. (2004) A social influence model of consumer participation in network-and small-group-based virtual communities. International journal of research in marketing. No 21 (3). P. 241–263.



Donhauser S. (2011) Wirtschaftsleistung und -strukturen sowie Einkommensverteilung und -umverteilung in den Verwaltungsbezirken Hessens. Staat und Wirtschaft in Hessen 10/11.



Florida R. (2002) The rise of the creative class. NY: Basic books.



Fournier S., Sensiper S., McAlexander J.H., Shouten J. W. (2001) Building Brand Community on the Harley-Davidson Posse Ride. Harvard Business School Case, Reprint 501009, Boston.



Fritsch M., Stuetzer M. (2009) The geography of creative people in Germany. The International Journal of Foresight and Innovation Policy. No 5 (1–3). P. 7–23.



Gold J. R. (1994) Locating the message: place promotion as image communication / In: J. R. Gold, S. V. Ward (eds.) Place Promotion: The Use of Publicity and Marketing to Sell Towns and Regions. Chichester, UK: John Wiley & Sons.



Gursoy D., Chi C. G., Dyer P. (2010) Local’s attitudes toward mass and alternative tourism: The case of Sunshine Coast, Australia. Journal of Travel Research. No 49 (3). P. 381–394.



Haralambopoulous N., Pizam A. (1996) Perceived impacts of tourism: The case of Samos. Annals of Tourism Research. No 23 (3). P. 503–526.



Hessisches Statistisches Landesamt (2017) Erwerbstätige (am Arbeitsort) in Hessen 2017 nach Verwaltungsbezirken 2017.



Hessisches Statistisches Landesamt (2019a) Die Bevölkerung in den hessischen Gemeinden am 31.03.2019 (Ergebnisse auf Basis Zensus 2011).



Hessisches Statistisches Landesamt (2019b) Erwerbstätige (am Arbeitsort) in Hessen nach Wirtschaftsbereichen 2019.



Holcomb B. (1994) City make-over: marketing the post-industrial city / In: J. R. Gold, S. V. Ward (eds.) Place Promotion: The Use of Publicity and Marketing to Sell Towns and Regions. Chichester, UK: John Wiley & Sons, P. 115–131.



Huh C., Vogt C. A. (2008) Changes in residents’ attitudes toward tourism overtime: A cohort analytical approach. Journal of Travel Research. No 46. P. 446–455.



International Union Of Pure And Applied Chemistry (2003) Element 110 Is Named Darmstadtium. ScienceDaily. // URL: www.sciencedaily.com/releases/ 2003/08/030820073330.htm (accessed 19 August 2019).



Lindberg K., Johnson R. L. (1997) Modeling residents attitudes toward tourism. Annals of Tourism Research. No 24 (2). P. 402–424.



Lindner R. (2010) Maß und Mitte. Middletown revisited. In: Schmitt-Lauber B. (Hg.) Mittelstadt. Urbanes Leben jenseits der Methropole. Frankfurt am Main: Campus Verlag, P. 37–52.



Löw M. (2010) Soziologie der Stadt. Frankfurt am Main: Suhrkamp.



Lüthi S., Thierstein A., Bentlage M. (2013) The relational geography of the knowledge economy in Germany: on functional urban hierarchies and localised value chain systems. Urban Studies. No 50 (2). P. 276–293.



Nielsen C. (2001) Tourism and the Media. Hospitality Press, Melbourne.



Petrzelka P., Krannich R. S., Brehm J., Trentelman C. K. (2005) Rural tourism and gendered nuances. Annals of Tourism Research. No 32 (4). P. 121–137.



Powell W. W., Snellman K. (2004) The knowledge economy. Annual Review of Sociology. No 30. P. 199–220.



Ptichnikova G. A. (2010) Arhitektura i potrebitel: metamorfozyi goroda pod vliyaniem globalnogo turizma. Sotsiologiya goroda. No 3. P. 10–15. (In Russ.)



Shaw R., Wong Y. (1989) Genetic seeds of warfare: evolution, nationalism and patriotism. Boston: Unwin Hyman.



Sidhu R. (2009) The “brand name” research university goes global. Higher Education. No 57 (2). P. 125–140.



Smith M., Krannich R. (1998) Tourism dependence and residents attitudes. Annals of Tourism Research. No 25 (4). P. 783–801.



Strauss A., Corbin J. (1998) Basics of qualitative research (2nd ed.). Thousand Oaks. CA: Sage.



Wissenschaftsstadt Darmstadt (2019) Leben in Darmstadt // URL: https://www.darmstadt.de/lebenin-darmstadt/ (accessed 19 August 2019).
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Еременко, Ю. А. (2019). Имидж города как элемент экономики знаний: кейс «города науки» Дармштадта. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 11(19), 81-94. https://doi.org/10.19181/inter.2019.19.5
Раздел
Эссе