Гендерные режимы в мультфильмах или о том, какой должна быть современная Золушка

  • Паула Шихавцова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия paula.shihavtsova@inbox.lv
Для цитирования
Шихавцова П. Гендерные режимы в мультфильмах или о том, какой должна быть современная Золушка // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 1. С. 65-80. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.4

Аннотация

Хорошая история всегда пользуется спросом. Сегодня сказка не только рассказывается в режиме вербальной трансляции в семейном кругу, она становится предметом разнообразных медийных вариаций — устная форма, печатный иллюстрированный текст, комикс, фильм, сериал, мультфильм, видеоигра и т.д. С распространением и развитием медийных транформаций исследователи стали уделять внимание структурам повествования, «мирам историй», которые, переходя с одной медийной платформы на другую (процесс трансмедиальности), продолжают пользоваться спросом, поскольку сочетают популярность медиума с архетипичностью востребованной истории. Это касается и мультфильмов, одного из наиболее популярных видов искусства среди детей. Дети склонны подражать персонажам мультфильмов, в том числе их гендерно специфическому поведению. Поскольку большинство современных мультфильмов продолжают заимствовать сюжеты из классических сказок, то они неизбежно могут воспроизводить гендерно-стереотипное поведение давних времен, либо, в ответ на современные социальные запросы, «ремонтировать» сюжетику и характеры главных героев. В статье описываются результаты исследования, в котором были изучены фольклорные волшебные сюжеты, а также сюжеты современных мультфильмов с целью сопоставления, как сконструирована и медийно опосредована сегодня гендерная социализация в популярных сказках, положенных в основу мультфильмов. Для анализа использовалась концепция нарративных функций Владимира Проппа, адаптированная под аспект женского гендера, и стратегия критического дискурс-анализа современных мультфильмов.
Ключевые слова:
гендерный режим, сторителлинг, трансмедиальность, Пропп, сказка, фольклор, гендерные стереотипы, Райан

Биография автора

Паула Шихавцова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Бакалавр факультета социальных наук

Литература

Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.



Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. 12 лекций по гендерной социологии: учебное пособие СПб.: ЕУСПб, 2015.



Пропп В. Морфология сказки. Ленинград: Academia, 1928.



Тичер С., Мейер М., Водак Р., Веттер Е. Методы анализа текста и дискурса. Харьков: Гуманитарный Центр, 2009.



Шихавцова П. Динамика гендерных режимов в сказках. Выпускная квалификационная работа. 2019. URL: https://www.hse.ru/edu/vkr/296280994 (дата обращения: 15.10.2019).



Aarne A., Thompson S. The Types of Folktale. Helsinki: Suomalainen Tiedeakatemia Academia Scientiarium Fennica, 1961.



Azmi N.J., Rashid R.A., Rahman M.A., Zaid S.B. Gender and Speech in a Disney Princess Movie // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. 2016. № 5. P. 235–239. DOI: https://doi.org/10.7575/aiac.ijalel.v.5n.6p.235



Connell R.W. Gender and Power: Society, the Person and Sexual Politics. Cambridge: Polity Press, 1987.



Giddens A. The Constitution of Society: Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press, 1984.



Jenkins H. Convergence Culture: Where Old and New Media Collide. NY: University Press, 2006.



Ryan M.-L. Transmedial Storytelling and Transfictionality // Poetics Today. 2013. № 34 (3). P. 361–388. DOI: https://doi.org/10.1215/03335372-2325250



West C., Zimmerman D.H. Doing Gender // Gender and Society. 1987. № 1. P. 125–151. DOI: https://doi.org/10.1177/0891243287001002002
Статья

Поступила: 13.03.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шихавцова, П. (2020). Гендерные режимы в мультфильмах или о том, какой должна быть современная Золушка. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(1), 65-80. https://doi.org/10.19181/inter.2020.21.4
Раздел
Полевые исследования