Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками

Научная статья
  • Ирина Александровна Чудова Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия dauza@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0002-2192-8946
    Elibrary Author_id 705010
    ResearchID ABG-5979-2020
Выражение признательности
Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ № 19-011-00420 «Дифференциация практик учебного и профессионального чтения в научно-образовательной среде».
Для цитирования
Чудова И. А. Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 4. С. 53-72. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.5

Аннотация

В статье рассмотрены два способа реализации практики чтения учебной и профессиональной литературы — с электронных и бумажных носителей. В тексте приведены основания предпочтений чтения с экрана и бумажных текстов, раскрыты особенности реализации практик чтения и их восприятия в контексте обучения и научной работы с уточнением различий для разных ступеней в академической и научной среде, отдельно для студентов и для преподавателей и научных сотрудников. Описаны фактические возможности и инструментальные ориентиры, характерные для преобладающего в настоящем экранного чтения, и значение, которое имеет чтение бумажных текстов для студентов (эстетические и кинестетические побуждения) и научных сотрудников (сакрализация книги, создание домашней библиотеки).
Ключевые слова:
практики учебного и профессионального чтения, электронный и бумажный носитель, работа с текстом, гибридизация практик, сакрализация книги, быстрое и медленное чтение

Биография автора

Ирина Александровна Чудова, Новосибирский государственный университет, Новосибирск, Россия
Кандидат социологических наук, доцент кафедры общей социологии

Литература

Алексеевский М.Д. Домашние библиотеки в современной России: практики хранения и систематизации прочитанных книг // Вестник Марийского государственного университета. 2014. Т. 15. № 3. С. 55–63.

Гудова М.Ю. Современное чтение как деятельность, культурная практика и социальный институт // Вестник Челябинского государственного университета. Философия. Социология. Культурология. 2011. № 30 (245). Вып. 22. С. 100–104.

Дубин Б.В., Зоркая Н.А. Чтение в России — 2008. Тенденции и проблемы. М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.

Кавалло Г., Шартье Р. Введение // История чтения в западном мире от Античности до наших дней / Пер. с фр. М. Руновой, Н. Зубкова, Т. Недашковской. М.: ФАИР, 2008. С. 9–52.

Маклюэн М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего / Пер. с англ. И.О. Тюриной. М.: Академический проект: Фонд «Мир», 2005.

Маклюэн М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. М., Жуковский: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2003.

Мангель А. История чтения / Пер. с англ. М. Юнгер. СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2020.

Маркова Т.Б. Чтение как составная образа жизни: бумажная книга и/или электронный текст // Библиосфера. 2013. № 4. С. 7–15.

Сметанникова Н.Н., Белоколенко М.В. Читатели нового поколения и новая культура чтения // Чтение в эпоху постмодерна. Библиотечное дело. 2012. Т. 180. № 18. С. 2–8.

Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. И. Стаф. М.: Новое издательство, 2006.

Шартье Р. Читатель в постоянно меняющемся мире // Иностранная литература. 2009. № 7. С. 184–191. URL: https://magazines.gorky.media/inostran/2009/7/chitatel-v-postoyanno-menyayushhemsya-mire.html (дата обращения: 10.08.2020).

Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press, 1990.

Tarulli L. Pleasure Reading: Exploring a New Definition // Reference & User Services Quarterly. 2014. Vol. 53. № 4. Р. 296–299. DOI: https://doi.org/10.5860/rusq.53n4.296
Статья

Поступила: 06.09.2020

Опубликована: 25.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Чудова, И. А. (2020). Электронное или бумажное? Специфика реализации практик чтения студентами и научными работниками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(4), 53-72. https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.5
Раздел
Полевые исследования