Факторы успеваемости в представлении участников образовательного процесса: средние школы в Республике Мали

Научная статья
  • Ишака Камара Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали camarai2000@yahoo.fr
  • Ибрагим Траоре Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали mussotra@yahoo.fr
Для цитирования
Камара И., Траоре И. Факторы успеваемости в представлении участников образовательного процесса: средние школы в Республике Мали // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Том 12. № 4. С. 93-113. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.7

Аннотация

В этой статье мы представляем результаты анализа факторов успеваемости учеников средних школ в республике Мали на примере государственной школы (Торокоробугу Б в городе Бамако) и общинной школы (Катьёрни Кадиоло в регионе Сикассо). Исследование призвано ответить на вопрос: каковы представления участников образовательного процесса о факторах, влияющих на успеваемость учеников? Для ответа на этот вопрос мы анализировали их высказывания о связи между внешними и внутренними характеристиками школы и уровнем успеваемости учеников. В результате мы детализировали роль отдельных объективных факторов (характеристики класса, школы и учителя) и субъективных характеристик ученика (его любви к школе и самооценки) в их воздействии на академическую успеваемость учеников. В исследовании был использован метод полуструктурированного интервью. Выборка составила 444 человека, в том числе 112 учителей средней школы, 56 административных работников в сфере образования (директоров школ и советников по образованию) и 276 учеников.
Ключевые слова:
академическая успеваемость, ученик, средняя школа, неполное среднее образование, эффекты школы, эффекты класса, эффекты ученика, индивидуальные способности

Биографии авторов

Ишака Камара, Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали
Кандидат социологических наук, старший преподаватель кафедры социологии и антропологии
Ибрагим Траоре, Университет литературы и гуманитарных наук Бамако, Бамако, Республика Мали
Кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики

Литература

Angrist J.D., Lavy V. Does Teacher Training Affect Pupil Learning? Evidence from Matched Comparisons in Jerusalem Public Schools // Journal of Labor Economics. 2001. Vol. 19. № 2. P. 343–369. DOI: https://doi.org/10.1086/319564

Banque M. Enquête sur le suivi des dépenses dans le secteur de l’éducation jusqu’à destination. Rapport final. 2005.

Barahinduka E. Les déterminants de l’efficacité des enseignants. Le cas du test cantonal à la fin de la scolarité primaire au Burundi. Thèse de Doctorat en Sciences de l’Éducation non publiée. Dakar: Université Cheikh Anta Diop, 2010.

Baudelot C., Establet R. L’école capitaliste en France, Maspéro. 1971.

Beck L.G., Murphy J. Site-Based Management and School Success: Untangling the Variables // School Effectiveness and School Improvement. 1998. Vol. 9. № 4. P. 358–385. DOI: https://doi.org/10.1080/0924345980090402

Boudon R. L’inégalité des chances. La mobilité sociale dans les sociétés industrielles. Paris, 1973.

Bourdieu P., Passeron J.-C. La reproduction. Éléments pour une théorie du système d’enseignement. Paris, 1970.

Bressoux P. Effet-classe, effet-maître // Bourgeois E., Chapelle G. Apprendre et faire apprendre. Paris: Presses universitaires de France, 2006.

Diagnostic et préconisations pour une scolarisation universelle de qualité. Rapport PASEC Union des Comores. Dakar: CONFEMEN, 2010.

Données mondiales de l’éducation, Mali. 7è édit. UNESCO, 2010.

Duru-Bellat M. Effets maîtres, effets établissements: quelle responsabilité pour l’école? // Revue suisse des Sciences de l’Education. 2001. Vol. 23. № 2. P. 321–337.

Duru-Bellat M. Les apprentissages des élèves dans leur contexte: Les effets de la composition de l’environnement scolaire // Carrefours de l’éducation. 2003. Vol. 2. № 16. P. 186–206. DOI: https://doi.org/10.3917/cdle.016.0182

Eléments de diagnostic du système éducatif malien: le besoin d’une politique éducative nouvelle pour l’atteinte des objectifs du millénaire et la réduction de la pauvreté. Rapport final. Bamako: Ministère de l’Education Nationale, 2006.

Enquête Modulaire et Permanente auprès des Ménages, Août 2017. Rapport d’Analyse Premier Passage. INSAT Mali, 2017.

Jarousse J.-P., Mingat A. Les effets des conditions d’enseignement sur les acquisitions des élèves à l’école primaire. Le cas du Togo. Dijon: IREDU, 1989.

Kerckhoff A.C. Effects of Ability Grouping in British Secondary School // American psychological review. 1986. Vol. 51. № 6. P. 842–858. DOI: https://doi.org/10.2307/2095371

La formation des enseignants contractuels en Guinée: Étude thématique du PASEC. Dakar: PASEC/CONFEMEN, 2006.

Meuret D. Etablissements scolaires: ce qui fait la difference // L’Année sociologique. 2000. Vol. 50. № 2. P. 545–556.

Pinto V. À l’école du salariat. Les étudiants et leurs “petits boulots”. Paris: Presses universitaires de France, 2014. DOI: https://doi.org/10.3917/puf.pinto.2014.01

Projet PAP-EF de Coopération Française et du SISED de Dakar. Annuaire des Statistiques Scolaires de l’Enseignement fundamental, 2003.

Rapport suivi mondial de l'Éducation Pour Tous: Un Bon départ. UNESCO, 2007.

Recensement Général de la Population et de l’Habitat. Bamako, 2009.

Suchaut B. La lecture au CP: diversité des acquisitions des élèves et rôle des facteurs sociodémographiques et scolaires. IREDU-CNRS et Université de Bourgogne, 2002.

Tendances, Occasions perdues: quand l’école faillit à sa mission // L’importance des parents. Paris: UNESCO, 1998.

van Zanten A. Dictionnaire de l'éducation. Paris: PUF, 2008.
Статья

Поступила: 30.09.2020

Опубликована: 25.12.2020

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Камара, И., & Траоре, И. (2020). Факторы успеваемости в представлении участников образовательного процесса: средние школы в Республике Мали. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 12(4), 93-113. https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.7
Раздел
Полевые исследования