Модели поведения врачей в ситуации назначения платных услуг

Научная статья
  • Екатерина Александровна Андреева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия ekaterinaandreeva96@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-5551-6168
Выражение признательности
Автор работы признателен научному руководителю Рудневу Максиму Геннадьевичу за идейное вдохновение, помощь и комментарии на всех этапах проведения исследования, а также Карачуриной Лилие Борисовне за ценные замечания и рекомендации, позволившие повысить качество данной статьи.
Для цитирования
Андреева Е. А. Модели поведения врачей в ситуации назначения платных услуг // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 1. С. 40-62. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.1.2

Аннотация

Российская система здравоохранения предоставляет набор бесплатных и платных диагностических и лечебных услуг. При назначении дополнительных платных услуг в ситуации выбора оказывается конкретный врач, перед которым возникает набор этических и профессиональных мотиваторов, один из них — платные услуги как источник получения дополнительного дохода. Как врачи поступают в данной ситуации, какие стратегии выбирают и чем мотивируют свое решение? Проведенные глубинные интервью (18 интервью, Тверь, 2018 г.) с врачами разных специальностей выявили несколько моделей поведения врачей при назначении платных услуг. Данные, проанализированные в тактике обоснованной теории (grounded theory), позволили автору выстроить несколько моделей врачебного поведения, где подобные выборы связываются с определенными системами профессиональных и личностных ценностей. Описанные модели условно названы: «Зарабатывание денег», «Полипрагмазия», «Коллегиальность», «Человек-система», «Полторы ставки», «Вне системы», «Избегание».Сконструированные модели поведения врачей свидетельствуют, что назначение дополнительных платных процедур связано не только с желанием врача заработать, но также может объясняться более сложным сочетанием причин, условий работы, формальными и неформальными социальными нормами, а также базовыми ценностями самих врачей.
Ключевые слова:
ценности врачей, платные медицинские услуги, государственное здравоохранение, взаимоотношения врача и пациента

Биография автора

Екатерина Александровна Андреева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аспирант, факультет социальных наук; стажер-исследователь, Научно-учебная лаборатория социально-демографической политики; аналитик, Центр комплексных исследований социальной политики

Литература

Вишневский А.Г. и др. Российское здравоохранение: как выйти из кризиса. М.: ГУ ВШЭ, 2006. 25 с.

Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания. СПб.: Изд. дом «Питер», 2007.

Головнина Н.В., Ореховский П.А. Реформы здравоохранения в постсоветской России: итоги и проблемы // Общество и экономика. 2005. № 6. С. 54–87.

Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Экономическая социология. 2002. Т. 3. № 3. С. 44–58.

Ковалева М.Д., Кузнецов А.В. Доверие врачам: позиция СМИ и позиция пациентов // Биоэтика. 2009. Т. 4. № 2. С. 45–48.

Коулман Д. Экономическая социология с точки зрения теории рационального выбора // Экономическая социология. 2004. Т. 5. № 3. С. 35–44.

Кочкина Н.Н., Красильникова М.Д., Шишкин С.В. Доступность и качество медицинской помощи в оценках населения. М.: Изд. дом ВШЭ, 2015. 56 с.

Мамедова О.В. Платные медицинские услуги в контексте институциональных изменений системы российского здравоохранения // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2014. № 2. С. 88–92.

Мелик-Гайказян И.В., Мещерякова Т.В. Клятва Гиппократа: трансформация семантики и возрождение прагматики // ΣΧΟΛΗ. 2015. Т. 9. № 1. С. 35–44.

Парсонс T. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1993. № 2. С. 94–122.

Радаев В.В. Что такое экономическое действие // Экономическая социология. 2002. № 5. С. 18–25.

Рябов А.В., Курбангалеева Е.Ш. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы. М.: Дом интеллектуальной книги, 2003. 448 с.

Скотт Р. Конкурирующие логики в здравоохранении: профессиональная, государственная и менеджериальная // Экономическая социология. 2007. Т. 8. № 1. С. 27–44.

Чирикова А.Е. Этика взаимодействия врачей друг с другом: социологический анализ неформальных практик // Социологические исследования. 2015. № 4. С. 113–120.

Чирикова А.Е., Шишкин С.В. Эффективный контракт и мотивация: способны ли реформы улучшить работу российских врачей? // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 36–44. DOI: https://doi.org/10.31857/s013216250004952-0

Шварц Ш. и др. Уточненная теория базовых индивидуальных ценностей: применение в России // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 2. С. 43–70.

Шилова Л.С. О стратегии поведения людей в условиях реформы здравоохранения // Социологические исследования. 2007. № 9. С. 102–109.

Axt-Adam P., van der Wouden J.C., van der Does E. Influencing Behavior of Physicians Ordering Laboratory Tests: A Literature Study // Medical care. 1993. Vol. 31. № 9. P. 784–794. DOI: https://doi.org/10.1097/00005650-199309000-00003

Belanger M., Grant-Kels J.M. To Fee or not to Fee? The Ethical Issues of Concierge Medicine/Dermatology // Journal of the American Academy of Dermatology. 2018. Vol. 78. № 3. P. 631–633. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaad.2017.08.006

Firat R., McPherson C.M. Toward an Integrated Science of Morality // Handbook of the Sociology of Morality. New York: Springer, 2010. P. 361–384. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4419-6896-8_19

Green E.P. Payment Systems in the Healthcare Industry: An Experimental Study of Physician Incentives // Journal of Economic Behavior and Organization. 2014. № 106. P. 367–378. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jebo.2014.05.009

Grumbach K. et al. Primary Care Physicians' Experience of Financial Incentives in Managed-Care Systems // New England Journal of Medicine. 1998. Vol. 339. № 21. P. 1516–1521. DOI: https://doi.org/10.1056/nejm199811193392106

Hennig-Schmidt H., Selten R., Wiesen D. How Payment Systems Affect Physicians’ Provision Behaviour — An Experimental Investigation // Journal of Health Economics. 2011. Vol. 30. № 4. P. 637–646. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jhealeco.2011.05.001

Lazare A., Eisenthal S., Wasserman L. The Customer Approach to Patienthood: Attending to Patient Requests in a Walk-In Clinic // Archives of General Psychiatry. 1975. Vol. 32. № 5. P. 553–558. DOI: https://doi.org/10.1001/archpsyc.1975.01760230019001

Martinez W., Gallagher T.H. Ethical Concierge Medicine? // Virtual Mentor. 2013. Vol. 15. № 7. P. 576–580. DOI: https://doi.org/10.1001/virtualmentor.2013.15.7.ecas3-1307

Thompson D.F. Understanding Financial Conflicts of Interest // New England Journal of Medicine. 1993. № 329. P. 573–576. DOI: https://doi.org/10.1056/nejm199308193290812

Values and Behavior: Taking a Cross Cultural Perspective / Ed. by S. Roccas, L. Sagiv. Cham: Springer, 2017. 255 p. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-56352-7

Veatch R.M. Models for Ethical Medicine in a Revolutionary Age // The Hastings Center Report. 1972. Vol. 2. № 3. P. 5–7. DOI: https://doi.org/10.2307/3560825

Yang J. Socialist Medicine and Theories of Informal Payments // Informal Payments and Regulations in China's Healthcare System. Singapore: Palgrave Macmillan, 2017. P. 29–65. DOI: https://doi.org/10.1007/978-981-10-2110-7_2
Статья

Поступила: 23.11.2020

Опубликована: 29.03.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Андреева, Е. А. (2021). Модели поведения врачей в ситуации назначения платных услуг. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(1), 40-62. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.1.2
Раздел
Полевые исследования