«Это всего лишь шутка!» Что такое обидная шутка для подростков?

Научная статья
  • Павел Романович Гуляев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия pgulyaev@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3576-9103
    ResearchID AAD-1617-2021
  • Вера Викторовна Титкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия vtitkova@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-8919-6817
    elibrary Author_id 824523
    ResearchID L-1690-2015
  • Дарья Константиновна Ходоренко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия dkhodorenko@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7162-7511
    elibrary Author_id 940437
    ResearchID P-5083-2017
  • Дмитрий Русланович Тищенко Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия drtischenko@edu.hse.ru
Выражение признательности
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2020 году.
Для цитирования
Гуляев П. Р., Титкова В. В., Ходоренко Д. К., Тищенко Д. Р. «Это всего лишь шутка!» Что такое обидная шутка для подростков? // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 3. С. 112-129. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.3.5

Аннотация

Сложно представить повседневное общение подростков без юмора и подшучивания друг над другом. Шутки в общении помогают укрепить дружбу, сгладить неловкость или поддержать статус в группе, однако порой они становятся средством унижения и буллинга. Несмотря на существование множества исследований, определить границу между шуточным и агрессивным высказыванием довольно сложно. Эта граница остается размытой. Цель работы – выявить характеристики, при которых шутка становится обидной и может перерасти в буллинг. В статье приводятся результаты анализа 72 интервью с учениками средней и старшей школы. Анализ интервью позволил выделить три признака, когда шутка будет восприниматься как обидная. Во-первых, если шуточное высказывание, подчеркивает отличия подростка от группы, заставляет воспринимать себя «неполноценным» при сравнении со сверстниками. Во-вторых, если между говорящим и собеседником есть разница в статусах, и нет возможности ответить шуткой на шутку – шутка перестает быть частью диалога, а становится средством подкрепления неравенства. В-третьих, если не все участники в курсе «правил игры», то есть понимают контекст прочтения шутки. В результате высказывание интерпретируется сторонами по-разному, что может привести к обиде. Результаты могут быть полезными при разработке эффективных мер предотвращения буллинга в школьной среде.
Ключевые слова:
коммуникация, шутки, юмор, агрессия, буллинг, подростки

Биографии авторов

Павел Романович Гуляев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Преподаватель департамента информатики
Вера Викторовна Титкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
кандидат социологических наук, младший научный сотрудник Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»
Дарья Константиновна Ходоренко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
аналитик Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»
Дмитрий Русланович Тищенко, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
стажер-исследователь Научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки»

Литература

Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

Дуглас М. Чистота и опасность / Пер. с англ. Р. Громовой, под ред. С. Баньковской. М.: Канон-Пресс-Ц, Кучково поле, 2000.

Эльстер Ю. Объяснение социального поведения: еще раз об основах социальных наук / Пер. с англ., под науч. ред. А. Смирнова. М.: Изд. дом ВШЭ, 2011.

Alberts J.K., Kellar‐Guenther Y., Corman S.R. That's Not Funny: Understanding Recipients' Responses to Teasing // Western Journal of Communication. 1996. Vol. 60. № 4. P. 337–357. DOI: https://doi.org/10.1080/10570319609374553

Bollmer J.M. et al. Taking Offense: Effects of Personality and Teasing History on Behavioral and Emotional Reactions to Teasing // Journal of Personality. 2003. Vol. 71. № 4. P. 557–603. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-6494.7104003

Brauer K., Proyer R.T. Is It Me or the Circumstances? Examining the Relationships between Individual Differences in Causal Attributions and Dispositions toward Ridicule and Being Laughed at // Personality and Individual Differences. 2020. Vol. 165. P. 110–135. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2020.110135

Brewer W.F. Bartlett's Concept of the Schema and Its Impact on Theories of knowledge Representation in Contemporary Cognitive Psychology // Bartlett, Culture and Cognition / Ed. by A. Saito. London: Routledge, 2000. P. 69–89. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203457504_chapter_six

Chiang Y.C., Lee C.Y., Wang H.H. Effects of Classroom Humor Climate and Acceptance of Humor Messages on Adolescents’ Expressions of Humor // Child & Youth Care Forum. 2016. Vol. 45. № 4. P. 543–569. DOI: https://doi.org/10.1007/s10566-015-9345-7

Dietrich L., Hofman J. Exploring Academic Teasing: Predictors and Outcomes of Teasing for Making Mistakes in Classrooms // International Journal of Adolescence and Youth. 2020. Vol. 25. № 1. P. 113–125. DOI: https://doi.org/10.1080/02673843.2019.1598449

Dowling J.S. School-Age Children Talking about Humor: Data from Focus Groups // Humor. 2014. Vol. 27. № 1. P. 121–139. DOI: https://doi.org/10.1515/humor-2013-0047

Feragen K.B., Stock N.M. A Longitudinal Study of 340 Young People with or without a Visible Difference: The Impact of Teasing on Self-Perceptions of Appearance and Depressive Symptoms // Body Image. 2016. Vol. 16. P. 133–142. DOI: https://doi.org/10.1016/j.bodyim.2016.01.003

Fine G.A., De Soucey M. Joking Cultures: Humor Themes as Social Regulation in Group Life // Humor. 2005. Vol. 18. № 1. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1515/humr.2005.18.1.1

Fox C.L., Hunter S.C., Jones S.E. The Relationship between Peer Victimization and Children's Humor Styles: It's No Laughing Matter! // Social Development. 2015. Vol. 24. № 3. P. 443–461. DOI: https://doi.org/10.1111/sode.12099

Garandeau C.F., Salmivalli C. Can Healthier Contexts Be Harmful? A New Perspective on the Plight of Victims of Bullying // Child Development Perspectives. 2019. Vol. 13. № 3. P. 147–152. DOI: https://doi.org/10.1111/cdep.12331

Handbook of Bullying in Schools: An International Perspective / Ed. by S.R. Jimerson, S.M. Swearer, D.L. Espelage. New York: Routledge, 2009. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203864968

Hunter S.C., Fox C.L., Jones S.E. Humor Style Similarity and Difference in Friendship Dyads // Journal of Adolescence. 2016. Vol. 46. P. 30–37. DOI: https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2015.10.015

Janhonen K. The Roles of Humour and Laughter in Youth Focus Groups on School Food // Journal of Youth Studies. 2017. Vol. 20. № 9. P. 1127–1142. DOI: https://doi.org/10.1080/13676261.2017.1311404

Jones D.C., Newman J.B., Bautista S. A Three‐Factor Model of Teasing: The Influence of Friendship, Gender, and Topic on Expected Emotional Reactions to Teasing during Early Adolescence // Social Development. 2005. Vol. 14. № 3. P. 421–439. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9507.2005.00309.x

Keltner D. et al. Just Teasing: A Conceptual Analysis and Empirical Review // Psychological Bulletin. 2001. Vol. 127. № 2. P. 229–248. DOI: https://doi.org/10.1037/0033-2909.127.2.229

Klein D.N., Kuiper N.A. Humor Styles, Peer Relationships, and Bullying in Middle Childhood // Humor. 2006. Vol. 19. № 4. P. 383–404. DOI: https://doi.org/10.1515/humor.2006.019

Kohlmann C.W. et al. Fear of Being Laughed at in Children and Adolescents: Exploring the Importance of Overweight, Underweight, and Teasing // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2018.01447

Kraus M.W. et al. Teasing, Taunting, and the Politics of Politeness: High Sociometric Status Is Associated with Expectation-Consistent Behavior // PloS one. 2014. Vol. 9. № 8. P. e104737. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0104737

Kuiper N.A. et al. Humor Styles and the Intolerance of Uncertainty Model of Generalized Anxiety // Europe’s Journal of Psychology. 2014. Vol. 10. № 3. P. 543–556. DOI: https://doi.org/10.5964/ejop.v10i3.752

Lee C.H. An Ecological Systems Approach to Bullying Behaviors among Middle School Students in the United States // Journal of Interpersonal Violence. 2011. Vol. 26. № 8. P. 1664–1693. DOI: https://doi.org/10.1177/0886260510370591

Magin P. et al. Experiences of Appearance‐Related Teasing and Bullying in Skin Diseases and Their Psychological Sequelae: Results of a Qualitative Study // Scandinavian Journal of Caring Sciences. 2008. Vol. 22. № 3. P. 430–436. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1471-6712.2007.00547.x

Mills C.B. Child’s Play or Risky Business? The Development of Teasing Functions and Relational Implications in School-Aged Children // Journal of Social and Personal Relationships. 2018. Vol. 35. № 3. P. 287–306. DOI: https://doi.org/10.1177/0265407516683557

Mills C.B., Carwile A.M. The Good, the Bad, and the Borderline: Separating Teasing from Bullying // Communication Education. 2009. Vol. 58. № 2. P. 276–301. DOI: https://doi.org/10.1080/03634520902783666

Mulvey K.L., Palmer S.B., Abrams D. Race‐Based Humor and Peer Group Dynamics in Adolescence: Bystander Intervention and Social Exclusion // Child Development. 2016. Vol. 87. № 5. P. 1379–1391. DOI: https://doi.org/10.1111/cdev.12600

Nowakowski M.E., Antony M.M. Reactions to Teasing in Social Anxiety // Cognitive Therapy and Research. 2013. Vol. 37. № 6. P. 1091–1100. DOI: https://doi.org/10.1007/s10608-013-9551-2

Olweus D. Bullying at School: Basic Facts and Effects of a School Based Intervention Program // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1994. Vol. 35. № 7. P. 1171–1190. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1469-7610.1994.tb01229.x

Postigo S. et al. What Do Adolescents Say about Bullying? // Annals of Psychology. Psychology, Healthy Medicine. 2019. Vol. 22. № 1. P. 240–253.

Rigby K. Bullying in Schools and What to Do about It. Camberwell: ACER Press, 2007.

Rosen L.H., Scott S.R., DeOrnellas K. An Overview of School Bullying // Bullying in School. New York: Palgrave Macmillan, 2017. P. 1–22. DOI: https://doi.org/10.1057/978-1-137-59298-9_1

Shapiro J.P., Baumeister R.F., Kessler J.W. A Three-Component Model of Children's Teasing: Aggression, Humor, and Ambiguity // Journal of Social and Clinical Psychology. 1991. Vol. 10. № 4. P. 459–472. DOI: https://doi.org/10.1521/jscp.1991.10.4.459

Shaw J. Philosophy of Humor // Philosophy Compass. 2010. Vol. 5. № 2. P. 112–126. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1747-9991.2009.00281.x

Smit B. Understanding Bullying Relationally // South African Journal of Education. 2018. Vol. 38. № 1. P. 1–8. DOI: https://doi.org/10.15700/saje.v38ns1a1586

Smith H. et al. Teachers' Perceptions of Teasing in Schools // Journal of School Violence. 2009. Vol. 9. № 1. P. 2–22. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220903185522

Søndergaard D.M. The Thrill of Bullying. Bullying, Humour and the Making of Community // Journal for the Theory of Social Behaviour. 2018. Vol. 48. № 1. P. 48–65. DOI: https://doi.org/10.1111/jtsb.12153

Sulkowski M.L. et al. An Investigation into How Students Respond to Being Victimized by Peer Aggression // Journal of School Violence. 2014. Vol. 13. № 4. P. 339–358. DOI: https://doi.org/10.1080/15388220.2013.857344
Статья

Поступила: 28.05.2021

Опубликована: 29.09.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Гуляев, П. Р., Титкова, В. В., Ходоренко, Д. К., & Тищенко, Д. Р. (2021). «Это всего лишь шутка!» Что такое обидная шутка для подростков?. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(3), 112-129. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.3.5
Раздел
Полевые исследования