Родины нашего страха: рецепция фильма Юрия Дудя «Колыма» в социальных сетях

Научная статья
  • Дарья Олеговна Хлевнюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия dkhlevnyuk@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1019-2192
    Elibrary Author_id 1073265
    ResearchID AAO-4644-2020
  • Алиса Сергеевна Максимова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия asmaksimova@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-6518-3317
    Elibrary Author_id 823027
    ResearchID K-6855-2015
Выражение признательности
Исследование выполнено в рамках проектной группы «Онлайн формы коллективной памяти: культура соучастия и “публичные историки” в YouTube», реализуемой на факультете коммуникаций, медиа и дизайна, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Хлевнюк Д. О., Максимова А. С. Родины нашего страха: рецепция фильма Юрия Дудя «Колыма» в социальных сетях // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 4. С. 28-46. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.2

Аннотация

В статье рассматривается рецепция документального фильма журналиста Юрия Дудя «Колыма — родина нашего страха» (2019) в социальных сетях. Интернет-пользователи в своих комментариях пишут не только о советских репрессиях, которым посвящен фильм; они также обсуждают травматический опыт недавнего прошлого — позднесоветский период, распад СССР, 1990-е годы, современные проблемы. В результате анализа комментариев в YouTube мы выделяем два нарратива о травме. Первый нарратив основан на представлении о том, что травму составляет нарушение гражданских прав человека, второй сфокусирован на нарушении социально-экономических прав. В зависимости от того, какие права зрители считают ключевыми и на какие обращают больше внимания в связи с просмотром фильма, в комментариях и постах в социальных сетях появляются разные темы. В случае гражданских прав это современные политические репрессии в России, имена известных политических заключенных, отсылки к заметным протестным акциям. В случае социально-экономических прав это приватизация, олигархи, экономические реформы, неравенство. Для тех, кто говорит о нарушении социально-экономических прав, характерно положительное отношение к СССР и критическое отношение к капитализму. Такие темы, как коррупция или проблемы пенитенциарной системы в России, являются промежуточными — они служат важным символом в обоих нарративах. Исследование проясняет, как формируется нарратив о недавнем прошлом и событиях настоящего времени как культурной травме. Мы также показываем, как этот процесс происходит в социальных сетях с участием не только публичных фигур, но и обычных пользователей.
Ключевые слова:
сталинские репрессии, культурная травма, коллективная память, социальные сети, гражданские права, социально-экономические права

Биографии авторов

Дарья Олеговна Хлевнюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
PhD, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева
Алиса Сергеевна Максимова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, научный сотрудник Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А.В. Полетаева

Литература

Айерман Р. Интеллектуалы и культурная травма. б.д. URL: https://old.inliberty.ru/library/599-intellektualy-inbspkulturnaya-travma (дата обращения: 20.05.2021).

Айерман Р. Культурная травма и коллективная память // Новое литературное обозрение. 2016. № 5. С. 40—67.

Александер Дж. Культурная травма и коллективная идентичность // Социологический журнал. 2012. № 3. С. 5—40.

Головашина О.В., Линченко А.А., Аникин Д.А. Память о Великой Отечественной войне: День Победы в историческом сознании россиян // Социологические исследования. 2017. № 3. С. 123—133.

Дженкинс Г. Конвергентная культура. Столкновение старых и новых медиа. М.: РИПОЛ классик, 2019.

Касамара В.А., Сорокина А.А. Представления о прошлом студентов топовых московских вузов // Общественные науки и современность. 2014. № 6. С. 57—69.

Ксенофонтова И.В. Виртуализация мемориальных практик: интернет-сайт как «книга памяти» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. Т. 5. № 6. С. 133—144.

Черныш М.Ф. Историческая травма и память: случай из афганской войны // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2011. Т. 5. № 6. С. 77—87.

Alexander J.C. et al. Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley, London: University of California Press, 2004. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520936768

Birkner T., Donk A. Collective Memory and Social Media: Fostering a New Historical Consciousness in the Digital Age? // Memory Studies. 2020. Vol. 13. № 4. P. 367—383. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698017750012

Boym S. From the Russian Soul to Post-Communist Nostalgia // Representations. 1995. № 49. P. 133—166. DOI: https://doi.org/10.2307/2928753

Demertzis N., Eyerman R. Covid-19 as Cultural Trauma // American Journal of Cultural Sociology. 2020. Vol. 8. № 3. P. 428—450. DOI: https://doi.org/10.1057/s41290-020-00112-z

Eyerman R. Cultural Trauma: Slavery and the Formation of African American Identity. Cambridge: Cambridge University Press, 2001. DOI: https://doi.org/10.1017/CBO9780511488788

Eyerman R. The Assassination of Theo van Gogh: From Social Drama to Cultural Trauma. Durham: Duke University Press Books, 2008. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctv11smsw3

Eyerman R., Madigan T., Ring M. Cultural Trauma, Collective Memory and the Vietnam War // Politička misao: časopis za politologiju. 2017. Vol. 54. № 1—2. P. 11—31.

Foot K., Warnick B., Schneider S.M. Web-Based Memorializing After September 11: Toward a Conceptual Framework // Journal of Computer-Mediated Communication. 2005. Vol. 11. № 1. P. 72—96. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2006.tb00304.x

Foucault M. Language, Counter-Memory, Practice: Selected Essays and Interviews. Ithaca: Cornell University Press, 1977.

García-Gavilanes R. et al. The Memory Remains: Understanding Collective Memory in the Digital Age // Science Advances. 2017. Vol. 3. № 4. DOI: https://doi.org/10.1126/sciadv.1602368

Gustafson D. Cultural Memory and the Royalist Political Aesthetic in Aphra Behn’s Later Works // Restoration: Studies in English Literary Culture, 1660—1700. 2012. Vol. 36. № 2. P. 1—22. DOI: https://doi.org/10.1353/rst.2012.0007

Haskins E. Between Archive and Participation: Public Memory in a Digital Age // Rhetoric Society Quarterly. 2007. Vol. 37. № 4. P. 401—422. DOI: https://doi.org/10.1080/02773940601086794

Hess A. In Digital Remembrance: Vernacular Memory and the Rhetorical Construction of Web Memorials // Media, Culture & Society. 2007. Vol. 29. № 5. P. 812—830. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0163443707080539

Hilmar T. “Economic Memories” of the Aftermath of the 1989 Revolutions in East Germany and the Czech Republic // East European Politics and Societies. 2021. Vol. 35. № 1. P. 89—112. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0888325420902248

Hoskins A. Digital Network Memory // Mediation, Remediation, and the Dynamics of Cultural Memory. Berlin, New York: De Gruyter, 2009. P. 91—108. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110217384.1.91

Kansteiner W., Weilnböck H. Against the Concept of Cultural Trauma // Cultural Memory Studies: An International and Interdisciplinary Handbook. Berlin: De Gruyter, 2008. P. 229—240. DOI: https://doi.org/10.1515/9783110207262.4.229

Khlevnyuk D. Narrowcasting Collective Memory Online: ‘Liking’ Stalin in Russian Social Media // Media, Culture & Society. 2019. Vol. 41. № 3. P. 317—331. DOI: https://doi.org/10.1177/0163443718799401

Knudsen B.T., Stage C. Online War Memorials: YouTube as a Democratic Space of Commemoration Exemplified through Video Tributes to Fallen Danish Soldiers // Memory Studies. 2013. Vol. 6. № 4. P. 418—436. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698012458309

Kukulin I. Memory and Self-Legitimization in the Russian Blogosphere Argumentative Practices in Historical and Political Discussions in Russian-Language Blogs of the 2000s // Memory, Conflict and New Media: Web Wars in Post-Socialist States. New York: Routledge, 2013. P. 132—149. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203083635-25

Lazar A., Litvak Hirsch T. Representing the Group’s Cultural Trauma Online // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2012. Vol. 15. № 2. P. 99—102. DOI: https://doi.org/10.1089/cyber.2011.0292

Lee M. Nostalgia as a Feature of “Glocalization”: Use of the Past in Post-Soviet Russia // Post-Soviet Affairs. 2011. Vol. 27. № 2. P. 158—177. DOI: https://doi.org/10.2747/1060-586x.27.2.158

Nikolayenko O. Contextual Effects on Historical Memory: Soviet Nostalgia among Post-Soviet Adolescents // Communist and Post-Communist Studies. 2008. Vol. 4. № 2. P. 243—259. DOI: https://doi.org/10.1016/j.postcomstud.2008.03.001

Ostertag S.F., Ortiz D.G. The Battle over Meaning: Digitally Mediated Processes of Cultural Trauma and Repair in the Wake of Hurricane Katrina // American Journal of Cultural Sociology. 2013. No. 1. P. 186—220. DOI: https://doi.org/10.1057/ajcs.2013.4

Papailias P. Witnessing in the Age of the Database: Viral Memorials, Affective Publics, and the Assemblage of Mourning // Memory Studies. 2016. Vol. 9. № 4. P. 437—454. DOI: https://doi.org/10.1177/1750698015622058

Recuber T. The Prosumption of Commemoration Disasters, Digital Memory Banks, and Online Collective Memory // American Behavioral Scientist. 2012. Vol. 56. № 4. P. 531—549. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0002764211429364

Saito H. Reiterated Commemoration: Hiroshima as National Trauma // Sociological Theory. 2006. Vol. 24. № 4. P. 353—376. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1467-9558.2006.00295.x

Shifman L. Memes in Digital Culture. Cambridge: MIT Press, 2014. DOI: https://doi.org/10.7551/mitpress/9429.001.0001

Sztompka P. The Trauma of Social Change // Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley: University of California Press, 2004. P. 155—197. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520936768-006

Trubina E. Past Wars in the Russian Blogosphere: On the Emergence of Cosmopolitan Memory // Digital Icons: Studies in Russian, Eurasian and Central European New Media. 2010. Vol. 4. P. 63—85.

Zhukova E. From Ontological Security to Cultural Trauma: The Case of Chernobyl in Belarus and Ukraine // Acta Sociologica. 2016. Vol. 59. № 4. P. 332—346. DOI: https://doi.org/10.1177/0001699316658697
Статья

Поступила: 15.07.2021

Опубликована: 26.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Хлевнюк, Д. О., & Максимова, А. С. (2021). Родины нашего страха: рецепция фильма Юрия Дудя «Колыма» в социальных сетях. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(4), 28-46. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.2
Раздел
Полевые исследования