«Кристальная Стена плача» Марины Абрамович: аналитическая дискуссия

Научная статья
  • Сергей Вячеславович Старцев Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия sstartsev@hse.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-8152-1817
  • Андреа Пето Центрально-Европейский университет, Вена, Австрия petoa@ceu.edu ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-7525-2582
    ResearchID AAE-9297-2021
  • Наталья Вадимовна Веселкова Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия n.v.veselkova@urfu.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-0855-8901
    Elibrary Author_id 287754
    ResearchID T-3009-2017
  • Роман Николаевич Абрамов Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия rabramov@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-4967-1169
    Elibrary Author_id 127074
    ResearchID H-4728-2015
  • Оксана Николаевна Запорожец Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия ozaporozhets@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0001-7301-0128
    Elibrary Author_id 818006
    ResearchID I-2701-2015
Для цитирования
Старцев С. В., Пето А., Веселкова Н. В., Абрамов Р. Н., Запорожец О. Н. «Кристальная Стена плача» Марины Абрамович: аналитическая дискуссия // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Том 13. № 4. С. 92-113. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.5

Аннотация

В дискуссии обсуждается недавно открытая в мемориальном комплексе «Бабий Яр» «Кристальная Стена плача» — арт-объект, автором которого является знаменитая художница и перформансистка Марина Абрамович. Авторы с разных аналитических позиций и из разных предметных полей демонстрируют богатый интерпретативный ресурс этого арт-объекта. Описывая различные аспекты композиции, участники дискуссии обращают внимание на сложности, связанные как с обсуждением Холокоста, так и с формами его коммеморативной презентации.
Ключевые слова:
визуальная социология, Холокост, Бабий Яр, «Кристальная Стена плача» М. Абрамович, аналитическая дискуссия

Биографии авторов

Сергей Вячеславович Старцев, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции, аналитик Центра внутреннего мониторинга, приглашенный преподаватель кафедры экономической социологии
Андреа Пето, Центрально-Европейский университет, Вена, Австрия
Доктор наук, профессор кафедры гендерных исследований
Наталья Вадимовна Веселкова, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия
Кандидат социологических наук, доцент кафедры прикладной социологии
Роман Николаевич Абрамов, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры анализа социальных институтов, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник, Институт социологии ФНИСЦ РАН
Оксана Николаевна Запорожец, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент факультета городского и регионального развития

Литература

Александер Дж. Смыслы социальной жизни. Культурсоциология. М.: Праксис, 2013.

Ассман А. Длинная тень прошлого: мемориальная культура и историческая политика. М.: Новое литературное обозрение, 2014.

Ассман А. Распалась связь времен? Взлет и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Озарения. М.: Мартис, 2000. С. 122—152.

Ваньке А.В., Полухина Е.В. Вечный огонь в Александровском саду как публичное место памяти // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. Т. 6. № 8. С. 36—51.

Запорожец О.Н., Колесник А.С. Долгая жизнь мест Цоя: география памяти // Laboratorium: журнал социальных исследований. 2019. Т. 11. № 2. С. 70—102. DOI: https://doi.org/10.25285/2078-1938-2019-11-2-70-102

Колхас Р. Мусорное пространство. М.: Арт Гид, 2015.

Кочергина Л.Д., Новикова И. Боевыми дорогами отцов [Опыт работы 5-й сред. школы г. Ставрополя]. Ставрополь: Кн. изд-во, 1971.

Оже М. Не-места. Введение в антропологию гипер-модерна. М.: Новое литературное обозрение, 2017.

Рейснер Л. Уголь, железо и живые люди. М.: Художественная литература, 1965.

Рождественская Е. Репрезентация культурной травмы: музеефикация холокоста // Логос. 2017. Т. 120. № 5. C. 87—114. DOI: https://doi.org/10.22394/0869-5377-2017-5-87-111

Ушакин С. «Нам этой болью дышать»? О травме, памяти и сообществах // Травма: пункты / Под ред. С. Ушакина, Е. Трубиной. М.: Новое литературное обозрение, 2009. C. 5—45.

Ушакин С. Сервантики застоя: о красоте и пользе советского вещизма // Это было навсегда. М.: Государственная Третьяковская галерея, 2020. С. 75—89.

Хлевнюк Д.О. Почувствовать права человека: аффект в музеях памяти // Политика аффекта: музей как пространство публичной истории / Под ред. А. Завадского, В. Склез, К. Сувериной. М.: Новое литературное обозрение, 2019. С. 106—122.

Berdahl D. Voices at the Wall: Discourses of Self, History and National Identity at the Vietnam Veterans Memorial // History and Memory. 1994. Vol. 2. № 6. Р. 88—124.

Doss E. The Emotional Life of Contemporary Public Memorials: Towards a Theory of Temporary Memorials. Amsterdam: Amsterdam University Press, 2008. DOI: https://doi.org/10.5117/9789089640185

Forest B., Johnson J. Unraveling the Threads of History: Soviet-Era Monuments and Post-Soviet National Identity in Moscow // Annals of the Association of American Geographers. 2002. Vol. 92. № 3. P. 524—547. DOI: https://doi.org/10.1111/1467-8306.00303

Ghertner D.A. Rule by Aesthetics. World-Class City Making in Delhi. New York: Oxford University Press, 2015. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199385560.001.0001

Grant B. New Moscow Monuments, or States of Innocence // American Ethnologist. 2001. Vol. 28. № 2. P. 332—362. DOI: https://doi.org/10.1525/ae.2001.28.2.332

Hass K.A. Carried to the Wall: American Memory and the Vietnam Veterans Memorial. Berkeley: University of California Press, 1998. DOI: https://doi.org/10.1525/9780520920705

Nadkarni M. The Death of Socialism and the Afterlife of Its Monuments: Making and Marketing the Past in Budapest’s Statue Park Museum // Contested Pasts: The Politics of Memory / Ed. by K. Hodgkin, S. Radstone. London: Routledge, 2003. P. 195—210. DOI: https://doi.org/10.4324/9780203391471

Reynolds D.P. Postcards from Auschwitz Holocaust Tourism and the Meaning of Remembrance. New York: New York University Press, 2018. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctvfb6z8d

Schaller D.J. From the Editors: Genocide Tourism — Educational Value or Voyeurism? // Journal of Genocide Research. 2007. Vol. 9. № 4. P. 513—515. DOI: https://doi.org/10.1080/14623520701643210

Theriault K. Go Away Little Girl: Gender, Race, and Controversy in the Vietnam Veterans Memorial // Prospects. 2005. Vol. 29. Р. 595—617. DOI: https://doi.org/10.1017/s0361233300001873
Статья

Поступила: 17.09.2021

Опубликована: 26.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Старцев, С. В., Пето, А., Веселкова, Н. В., Абрамов, Р. Н., & Запорожец, О. Н. (2021). «Кристальная Стена плача» Марины Абрамович: аналитическая дискуссия. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 13(4), 92-113. https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.4.5
Раздел
Визуальная социология