Конструирование образа микроселебрити в Instagram*: анализ пользовательского опыта

Научная статья
  • Ольга Сергеевна Логунова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия ologunova@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-2893-4764
    elibrary Author_id 759803
    ResearchID M-2905-2015
  • Полина Михайловна Завгородняя Независимый исследователь, Москва, Россия pmzavgorodnyaya@edu.hse.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-5068-2677
Выражение признательности
Исследование осуществлено в рамках гранта РФФИ № 21–011-31746 «Потенциал микро-инфлюенсеров в освещении социально-политических процессов на новых цифровых платформах (Instagram, Telegram, TikTok)».
Для цитирования
Логунова О. С., Завгородняя П. М. Конструирование образа микроселебрити в Instagram*: анализ пользовательского опыта // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 1. С. 106-122. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.5 EDN: QYWKUA

Аннотация

Трансформация социальных сетей привлекает внимание к микроселебрити —знаменитостям, отличающимся близостью к своей аудитории и занимаемой тематической нишей. Микроселебрити важно сформировать свой личный бренд и отличительные качества, которые транслируются аудитории. В данной статье в результате анализа 15 полуструктурированных интервью исследуется восприятие и конструирование образа микроселебрити глазами их аудитории. Проанализирован один из ключевых элементов образа микроселебрити, а именно восприятие экспертности со стороны аудитории: из каких элементов она состоит, какой тип контента важно реализовывать и какие взаимоотношения с аудиторией возможно выстроить. Результаты исследования позволили описать три элемента, которые конструируют экспертность микроселебрити: знания, реальный опыт автора и монетизация.   * Суд признал «экстремистской» и запретил в России деятельность корпорации Мета, которой принадлежит платформа Instagram.
Ключевые слова:
микроселебрити, экспертность, Instagram, пользовательский опыт

Биографии авторов

Ольга Сергеевна Логунова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Кандидат социологических наук, доцент департамента социологии
Полина Михайловна Завгородняя, Независимый исследователь, Москва, Россия
Независимый исследователь

Литература

Готлиб А.С., Крупец Я.Н., Алмакаева А.Н. Процедуры и методы социологического исследования. Практикум. Кн. 2. Качественное социологическое исследование: учебное пособие. Самара: Самарский университет, 2014.

Гофман Э. Порядок взаимодействия // Социология власти. 2014. № 1. С. 163—199.

Гофман Э. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу / Пер. с англ.; под ред. Н.Н. Богомоловой, Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2009.

Ливингстон С. О медиа(тиза)ции всего // Коммуникации. Медиа. Дизайн. 2017. Т. 2. №. 2. С. 146—170.

Логунова О.С., Лебедев П.А. Digital-селебрити: трансформация теоретических подходов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021. № 5. C. 12—31. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2021.5.1992

Маршалл Д. Продвижение и предъявление себя: селебрити как символ презентационных медиа // Логос. 2016. Т. 26. № 6. С. 137—160.

Саламова З.К. Конструирование личных брендов в бьюти-влогах // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2019. № 1. С. 212—227. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.1.10

Abidin C. Communicative Intimacies: Influencers and Perceived Interconnectedness // Ada: A Journal of Gender, New Media, and Technology. 2015. Vol. 8. DOI: http://doi.org/10.7264/N3MW2FFG

Alexander J.C. The Celebrity-Icon // Cultural Sociology. 2010. Vol. 4. № 3. P. 323—336. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1749975510380316

Baker S.A., Rojek C. The Belle Gibson Scandal: The Rise of Lifestyle Gurus as Micro-Celebrities in Low-Trust Societies // Journal of Sociology. 2020. Vol. 56. № 3. P. 388—404. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1440783319846188

Boyce C., Neale P. Conducting In-Depth Interviews. Watertown: Pathfinder International, 2006.

Couldry N., Hepp A. The Mediated Construction of Reality. Cambridge: Polity Press, 2016.

Hall N. The Kardashian Index: A Measure of Discrepant Social Media Profile for Scientists // Genome Biology. 2014. Vol. 15. № 7. Art. 424. DOI: https://doi.org/10.1186/s13059-014-0424-0

Jones E.E., Pittman T.S. Toward a General Theory of Strategic Self-Presentation // Psychological Perspectives on the Self / Ed. by J. Suls. Vol. 1. Hillsdale: Erlbaum, 1982. P. 231—262.

Khamis S., Ang L., Welling R. Self-Branding, ‘Micro-Celebrity’ and the Rise of Social Media Influencers // Celebrity Studies. 2017. Vol. 8. № 2. P. 191—208. DOI: https://doi.org/10.1080/19392397.2016.1218292

Marwick A.E. Instafame: Luxury Selfies in the Attention Economy // Public Culture. 2015. Vol. 27. № 1. P. 137—160. DOI: https://doi.org/10.1215/08992363-2798379

McLuhan M., Fiore Q. The Medium is the Message // New York. 1967. Vol. 123. P. 126—128.

Page R. The Linguistics of Self-Branding and Micro-Celebrity in Twitter: The Role of Hashtags // Discourse & Communication. 2012. Vol. 6. № 2. P. 181—201. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1750481312437441

Senft T.M. Camgirls: Celebrity and Community in the Age of Social Networks. New York: Peter Lang, 2008.

Turner G. Ordinary People and the Media. The Demotic Turn. Los Angeles: SAGE, 2010. DOI: https://doi.org/10.4135/9781446269565
Статья

Поступила: 10.12.2021

Опубликована: 27.03.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Логунова, О. С., & Завгородняя, П. М. (2022). Конструирование образа микроселебрити в Instagram*: анализ пользовательского опыта. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(1), 106-122. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.1.5
Раздел
Полевые исследования