Навигация по городской еде: о вкусах, местах и профессиях

Научная статья
  • Элла Михайловна Жесько Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия emzhesko@edu.hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4949-3646
    elibrary Author_id 1152667
    ResearchID AEN-9527-2022
Выражение признательности
Статья подготовлена в ходе проведения исследования в рамках Программы фундаментальных исследований Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ).
Для цитирования
Жесько Э. М. Навигация по городской еде: о вкусах, местах и профессиях // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 2. С. 93-113. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.6 EDN: XYBQUL

Аннотация

В статье анализируется интервью с гастрожурналистом. Показано, как отдельный кейс может послужить основой для выстраивания исследовательской концептуализации и генерирования дальнейших вопросов и предположений. В качестве аналитической рамки используется теория вкуса П. Бурдье. С одной стороны, вкус представлен как способ возведения символических границ между социальными группами, с другой — как навык, приобретаемый телесной и ментальной тренировкой. Вкус соотнесен с выбором пищи, а агенты гастрономического дискурса определены как посредники между вариациями выбора и аудиторией в условиях демонстрации социального статуса, групповой или этнической принадлежности через потребление. В ходе беседы интервьюируемый предпринял попытку провести границу между журналистами и блогерами как агентами гастрономического дискурса, что оказалось нетривиальной задачей. В качестве основных критериев различения журналистов и блогеров были названы знания, профессиональные качества и навыки, необходимые для агента дискурса. Интервью позволило прийти к выводу, что разграничение блогеров и журналистов осложнено тем, что их социальные роли могут пересекаться: агент дискурса, обладающий профессиональным статусом журналиста, может действовать по отношению к аудитории и как блогер, и как журналист. Также были сформулированы портреты читателей и интенции, с которыми оказывается влияние на аудиторию разных интернет-площадок. Было обнаружено, что профессионализм (искушенность) самой аудитории является критерием ее разграничения агентом дискурса и, соответственно, ориентиром для выбора стиля взаимодействия с ней.
Ключевые слова:
интервью, вкус, профессиональные различия, гастрономический дискурс

Биография автора

Элла Михайловна Жесько, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Студентка магистратуры

Литература

Бурдье П. Различение: социальная критика суждения // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики / Под науч. ред. В.В. Радаева. М.: РОССПЭН, 2004. С. 537—568.

Barauskaite D. Eating Healthy to Impress: How Conspicuous Consumption, Perceived Self-Control Motivation, and Descriptive Normative Influence Determine Functional Food Choices // Appetite. 2018. Vol. 131. P. 59—67. DOI: https://doi.org/10.1016/j.appet.2018.08.015

Bourdieu P. The Logic of Practice. Cambridge: Polity Press, 1990.

Bourdieu P. What Makes a Social Class? On The Theoretical and Practical Existence of Groups // Berkeley Journal of Sociology. 1987. Vol. 32. P. 1—17.

Cornelissen S. Turning Distaste into Taste: Context-Specific Habitus and the Practical Congruity of Culture // Theory and Society. 2016. Vol. 45. № 6. P. 501—529. DOI: https://doi.org/10.1007/s11186-016-9280-0

Ehlert J. Food Consumption, Habitus and the Embodiment of Social Change: Making Class and Doing Gender in Urban Vietnam // Sociological Review. 2021. Vol. 69. № 3. P. 681—701. DOI: https://doi.org/10.1177%2F00380261211009793

Hennion A. Those Things That Hold Us Together: Taste and Sociology // Cultural Sociology. 2007. Vol. 1. № 1. P. 97—114. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1749975507073923

Johnston J., Baumann S. Democracy versus Distinction: A Study of Omnivorousness in Gourmet Food Writing // American Journal of Sociology. 2007. Vol. 113. № 1. P. 165—204. DOI: https://doi.org/10.1086/518923

Lizardo O. Taste and the Logic of Practice in Distinction // Sociologický Časopis / Czech Sociological Review. 2014. Vol. 50. № 3. P. 335—364. DOI: https://doi.org/10.13060/00380288.2014.50.3.105

Paddock J. Positioning Food Cultures: ‘Alternative’ Food as Distinctive Consumer Practice // Sociology. 2016. Vol. 50. № 6. P. 1039—1055. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0038038515585474

Sassatelli R. The Political Morality of Food: Discourses, Contestation and Alternative Consumption // Qualities of Food / Ed. by M. Harvey, A. McMeekin, A. Warde. Manchester: Manchester University Press, 2004. P. 176—191. DOI: https://doi.org/10.7765/9781526137609.00015

Schwarz O. Bending Forward, One Step Backward: On the Sociology of Tasting Techniques // Cultural Sociology. 2013. Vol. 7. № 4. P. 415—430. DOI: https://doi.org/10.1177%2F1749975513480957

Teil G., Hennion A. Discovering Quality or Performing Taste? A Sociology of the Amateur // Qualities of Food / Ed. by M. Harvey, A. McMeekin, A. Warde. Manchester: Manchester University Press, 2004. P. 19—37. DOI: https://doi.org/10.7765/9781526137609.00008

Veblen T. The Theory of the Leisure Class. New York: Viking Press, 1967.

Wilk R. Loving People, Hating What They Eat: Marginal Foods and Social Boundaries Global Processes, Local Places // Reimagining Marginalized Foods / Ed. by E. Finnis. Tucson: University of Arizona Press, 2012. P. 15—33. DOI: https://doi.org/10.2307/j.ctt1814g4b.4

Willekens M., Lievens J. Boundary Tastes at Work: The Gendered Effect of Authority Positions in the Workplace on Taste in Clothing and Food // Sociological Perspectives. 2015. Vol. 58. № 1. P. 78—96. DOI: https://doi.org/10.1177%2F0731121414556545

Wright D. Taste, Sensation, and Skill in the Sociology of Consumption // Oxford Handbook of the Sociology of Consumption / Ed. by F.F. Wherry, I. Woodward. Oxford: Oxford University Press, 2018. P. 472—486. DOI: https://doi.org/10.1093/oxfordhb/9780190695583.013.26
Статья

Поступила: 12.05.2022

Опубликована: 28.06.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Жесько, Э. М. (2022). Навигация по городской еде: о вкусах, местах и профессиях. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(2), 93-113. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.2.6
Раздел
Исследовательская рефлексия