Травма академии: в попытках идиорритмической контекстуализации

Научная статья
  • Мария Михайловна Родионова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия. mmrodionova@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-2246-379X
    elibrary Author_id 1174398
    ResearchID AAY-7623-2021
Для цитирования
Родионова М. М. Травма академии: в попытках идиорритмической контекстуализации // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 4. С. 10-28. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.1 EDN: OIDDVT

Аннотация

Исследование фокусируется на трех сюжетах, разворачивающихся в академии и контекстуализирующих академическую травму. Первый рассматривает проявления классической для социальных наук структурно-агентской дилеммы в университетской среде. Второй обнаруживает механизмы балансирования между требуемой от работника академии объективностью и присущей ему субъективностью, в подавлении которой высвечивается травма. Третий сюжет, построенный вокруг модели идиорритмии Р. Барта, предлагает теоретическое осмысление академии как социального агрегата, пытающегося примирить индивидуальный и коллективный опыт. Рассматриваемые линии аргументации объединяются в единую теоретическую модель, фокусируясь на разных аспектах проявления одного и того же феномена — травмы. Показано, что травма обнаруживает себя в разнообразных аспектах академической жизни: в неформальных практиках, противоречащих формальным правилам, в требованиях объективности, предъявляемых к социальному исследователю в условиях принципиальной неотчуждаемости субъективности последнего; в индивидуализации форм академической жизни при одновременных попытках универсализации академического опыта. Вместе с тем производящая многочисленные противоречия академическая жизнь препятствует их критическому осмыслению. В исследовании отмечаются преимущества и недостатки автоэтнографического метода для преодоления обозначенных дилемм в ситуации рефлексии сотрудником академии своего академического опыта.
Ключевые слова:
травма, идиорритмия, критические исследования академического сообщества, объективность и субъективность в социальных науках, идиорритмия академической жизни, насилие

Биография автора

Мария Михайловна Родионова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия.
Аспирантка, преподаватель кафедры анализа социальных институтов Департамента социологии, стажер-исследователь Лаборатории политико-психологических исследований Департамента политики и управления

Литература

Барт Р. Как жить вместе: романические симуляции некоторых пространств повседневности: конспекты лекций в Коллеж де Франс, 1976—1977 гг. М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. EDN: ZCMUFZ

Бурдье П. Социальное пространство и символическая власть // THESIS: теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. № 2. С. 137—150.

Вебер М. Наука как призвание и профессия // Избранные произведения / Пер. с нем. А.Ф. Филиппова, П.П. Гайденко. М.: Прогресс, 1990. С. 707—753.

Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. М.: Издательство «Школа-Пресс», 1923.

Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации (2-ое издание). М.: Издательство «Академический проект», 2005. EDN: TNIRKP

Дастон Л., Галисон П. Объективность. М.: Новое литературное обозрение, 2007.

Жижек С. О насилии. М.: Издательство «Европа», 2010. EDN: RCCKSZ

Каубе Ю. Макс Вебер: жизнь на рубеже эпох. М.: Издательский дом «Дело», 2016.

Луман Н. «Что происходит?» и «Что за этим кроется?». Две социологии и теория общества // Социологическое обозрение. 2007. Т. 6. № 3. С. 100—117. EDN: JWUSBT

Петровская Е. Безымянные сообщества. М.: Фаланстер, 2012. EDN: RDSPVP

Теннис Ф. Общность и общество. СПб.: Владимир Даль, 2002.

Фуллер С. Социология интеллектуальной жизни. Карьера ума внутри и вне академии. М.: Издательский дом «Дело», 2018.

Acker J., Barry K., Esseveld J. Objectivity and Truth: Problems in Doing Feminist Research // Women’s Studies International Forum. 1983. Vol. 6. № 4. P. 423—435.

Acker S., Armenti C. Sleepless in Academia // Gender and Education. 2004. Vol. 16. № 1. P. 3—24. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/0954025032000170309

Alexander J.C. Cultural Trauma and Collective Identity. Berkeley: University of California Press, 2004. DOI: https://doi.org/10.1093/acprof%3Aoso%2F9780195160840.003.0013

Archer M.S. Structure, Agency and the Internal Conversation. Cambridge: Cambridge University Press, 2003. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/CBO9781139087315

Austin A.E., McDaniels M. Preparing the Professoriate of the Future: Graduate Student Socialization for Faculty Roles // Higher Education: Handbook of Theory and Research / Ed. by J.C. Smart. Dordrecht: Springer, 2006. P. 397—456. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/1-4020-4512-3_8

Barton-Bridges R. Beyond the Ivory Tower: A First-Person Exploration of Navigating the Intersections of Academia and Community. Greater Victoria: University of Victoria, 2022.

Batzer B. Healing Classrooms: Therapeutic Possibilities in Academic Writing // Composition Forum. 2016. Vol. 34. P. 1—10.

Bourdieu P. Homo Academicus. Redwood: Stanford University Press, 1988.

Brennan J., Magness P. Cracks in the Ivory Tower: The Moral Mess of Higher Education. Oxford: Oxford University Press, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/oso/9780190846282.001.0001

Brooks A. Academic Women. Maidenhead: Open University Press, 1997.

De Haan W. Violence as an Essentially Contested Concept // Violence in Europe. New York: Springer, 2008. P. 27—40. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-0-387-09705-3_3

Felman Sh., Laub D. Testimony: Crises of Witnessing in Literature, Psychoanalysis and History. New York: Taylor & Francis, 1992. DOI: https://doi.org/10.5860/choice.29-6108

Fotaki M. No Woman is Like a Man (in Academia): The Masculine Symbolic Order and the Unwanted Female Body // Organization Studies. 2013. Vol. 34. № 9. P. 1251—1275. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0170840613483658

Fuller S. The Constitutively Social Character of Expertise // International Journal of Expert Systems. 1994. Vol. 7. № 1. P. 51—64.

Gil-Gómez E.M. Staging Women’s Lives in Academia: Gendered Life Stages in Language and Literature Workplaces // Visibilities: A Woman Faculty of Color’s Search for a Disabled Identity That Fits / Ed. by M.A. Massé, N. Bauer-Maglin. New York: SUNY Press, 2017. P. 189—202.

Gupta A. Emotions in Academic Writing/Care-Work in Academia: Notes Towards a Repositioning of Academic Labor in India (& Beyond) // Academic Labor: Research and Artistry. 2021. Vol. 5. № 1.

Harrison K.L. Making Space for Grief in Academia // JAMA. 2021. Vol. 326. № 8. P. 699—700. DOI: https://doi.org/10.1001/jama.2021.13539

Holton S.A. Mending The Cracks in the Ivory Tower. Bolton: Anker, 1998.

Imbusch P. The Concept of Violence // International Handbook of Violence Research. Dordrecht: Springer, 2003. P. 13—39. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/978-0-306-48039-3_2

Janoff-Bulman R., Frantz C.M. The Loss of Illusions: The Potent Legacy of Trauma // Journal of Loss & Trauma. 1996. Vol. 1. № 2. P. 133—150. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/15325029608412837

Joas H. The Creativity of Action. Chicago: University of Chicago Press, 1996.

Jones E. How to Learn Together, Apart // Critical Inquiry. 2021. Vol. 47. № 2. P. 123—127.

LaCapra D. Writing History, Writing Trauma. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2001. DOI: https://doi.org/10.2307/3685496

Lacarrière J. L’été grec: une Grèce quotidienne de 4 000 ans. Paris: Plon, 1976.

Michell D. Academia as Therapy // Women Activating Agency in Academia / Ed. by A.L. Black, S. Garvis. New York: Routledge, 2018. P. 89—99. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9781315147451-9

Opstrup N., Pihl-Thingvad S. Stressing academia? Stress-as-offence-to-self at Danish universities // Journal of Higher Education Policy and Management. 2016. Vol. 38. № 1. P. 39—52. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/1360080X.2015.1126895

Rosser S.V. The Science Glass Ceiling: Academic Women Scientist and the Struggle to Succeed. New York: Routledge, 2004. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780203337752

Rothblum E.D. Leaving the Ivory Tower: Factors Contributing to Women’s Voluntary Resignation from Academia // Frontiers: A Journal of Women Studies. 1988. P. 14—17. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/3346465

Santner E. History beyond the Pleasure Principle: Thoughts on the Representation of Trauma // Probing the Limits of Representation: Nazism and the Final Solution / Ed. by S. Friedländer. Cambridge: Harvard University Press, 1992.

Schmidt E.K., Langberg K. Academic Autonomy in a Rapidly Changing Higher Education Framework: Academia on the Procrustean Bed? // European Education. 2007. Vol. 39. № 4. P. 80—94. DOI: http://dx.doi.org/10.2753/EUE1056-4934390406

Shen H. Inequality Quantified: Mind the Gender Gap // Nature. 2013. Vol. 495. № 7439. P. 22—24. DOI: http://dx.doi.org/10.1038/495022a

Teeuwen R. “The Dream of a Minimal Sociality: Roland Barthes” Skeptic Intensity // Theory, Culture & Society. 2020. Vol. 37. № 4. P. 119—134. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0263276416659695

Thomas M. Trauma, Harry Potter, and the Demented World of Academia // The Journal of Educational Thought. 2018. Vol. 51. № 2. P. 184—203. DOI: https://doi.org/10.11575/jet.v51i2.58452

Tunguz S. In the Eye of the Beholder: Emotional Labor in Academia Varies with Tenure and Gender // Studies in Higher Education. 2016. Vol. 41. № 1. P. 3—20. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/03075079.2014.914919

Valian V. Beyond Gender Schemas: Improving the Advancement of Women in Academia // Hypatia: A Journal of Feminist Philosophy. 2009. Vol. 20. № 3. P. 198—213. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/hyp.2005.0111

Van der Kolk B.A., Van der Hart O. The Intrusive Past: The Flexibility of Memory and the Engraving of Trauma // American Imago. 1991. Vol. 48. № 4. P. 425—454.

Waddock S. Intellectual shamans. Cambridge: Cambridge University Press, 2015.

Wagner A., Lynn Magnusson J. Neglected Realities: Exploring the Impact of Women’s Experiences of Violence on Learning in Sites of Higher Education // Gender and Education. 2005. Vol. 17. № 4. P. 449—461. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/09540250500145189

Willmott H. Management Education: Provocations to a debate // Management Learning. 1994. Vol. 25. № 1. P. 105—136.
Статья

Поступила: 20.10.2022

Опубликована: 24.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Родионова, М. М. (2022). Травма академии: в попытках идиорритмической контекстуализации. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4), 10-28. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.1
Раздел
Исследовательская рефлексия