«У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками

Научная статья
  • Илья Андреевич Пузанков Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия iapuzankov@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4906-7823
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Пузанков И. А. «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2022. Том 14. № 4. С. 41-61. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3 EDN: ACDNHI

Аннотация

Статья посвящена анализу современного казачества (на примере кубанского), в частности его коллективной идентичности сквозь призму комплекса теоретических подходов: теории маскулинности (в измерениях гегемонности и милитаризованности). Эмпирически коллективная идентичность казачества реконструируется через нарративы представителей Кубанского казачьего войска. В статье предлагается категоризационный контур современной коллективной идентичности казачества. Центральным элементом социальной идентичности современного казачества остается исторический паттерн милитаризованной маскулинности, который значимо насыщен аффективными переживаниями информантов в процессе вербализации определенных смысловых категорий. Наличие такого переживания в опыте и нарративе обеспечивает интериоризацию казаками специфических оснований коллективной идентичности.
Ключевые слова:
кубанское казачество, милитаризованная маскулинность, аффект, идентичность, нарративная идентичность

Биография автора

Илья Андреевич Пузанков, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аспирант

Литература

Берберова К.К. Типологические особенности маскулинных конструктов: социокультурный анализ // Теория и практика общественного развития. 2013. № 12. С. 30—35. EDN: RRUCNZ

Бондарь Н.И. Воины и хлеборобы (некоторые аспекты мужской субкультуры кубанского казачества) // Вопросы казачьей истории и культуры. 2002. С. 45—59.

Васильев И.Ю. Российское казачество: место в истории // Национальные приоритеты России. 2019. Т. 33. № 2. С. 6—12. EDN: SGQEZC

Горбатенко Н.С., Сидоренков А.В. Концептуальные компоненты подхода теории социальной идентичности к изучению групп // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2008. № 4. С. 112—116.

Здравомыслова Е.А., Тёмкина А.А. Что такое «маскулинность»? Понятийные отмычки критических исследований мужчин и маскулинностей // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018. № 6. С. 48—73. DOI: https://doi.org/10.14515/MONITORING.2018.6.03 EDN: VWSALC

Рождественская Е.Ю. Социологическая концептуализация маскулинности // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 15—25.

Рябова Т.Б., Рябов О.В. «Настоящий мужик»: о гендерном измерении символической политики // Женщина в российском обществе. 2011. № 3. С. 68—72. EDN: OJMXLP

Хитрук Е.Б. Концепция гегемонной маскулинности в теории Рэйвин Коннелл: от XX к XXI столетию // Социологический журнал. 2017. Т. 23. № 4. С. 8—30. DOI: https://doi.org/10.19181/socjour.2017.23.4.5526 EDN: YLBEJJ

Bens J., Diefenbach A., John T., et al. The Politics of Affective Societies: An Interdisciplinary Essay // EmotionCultures. Bielefeld: Transcript Verlag, 2019. DOI: http://dx.doi.org/10.14361/9783839447628

Bourdieu P. Die maennliche Herrschaft // Ein alltaegliches Spiel. Geschlechterkonstruktion in der Sozialen Praxis / Ed. by I. Doelling, B. Krais. Frankfurt a.M.: Suhrkamp, 1997. P. 153—217.

Connell R., Messerschmidt J.W. Hegemonic Masculinity: Rethinking the Concept // Gender and Society. 2005. Vol. 19. № 6. Р. 829—859. DOI: https://doi.org/10.1177/0891243205278639

Karakayali S. Feeling the Scope of Solidarity: the Role of Emotions for Volunteers Supporting Refugees in Germany // Social Inclusion. 2017. Vol. 5. № 3. Р. 7—16. DOI: http://dx.doi.org/10.17645/si.v5i3.1008

Kymlicka W. Solidarity in Diverse Societies: Beyond Neoliberal Multiculturalism and Welfare Chauvinism // Comparative Migration Studies. 2015. Vol. 3. № 1. P. 1—17. DOI: https://doi.org/10.1186/S40878-015-0017-4

Massumi B. Parables for the Virtual: Movement, Affect, Sensation. Durham: Duke University Press, 2002. P. 23‒45. DOI: https://doi.org/10.5860/choice.40-1946

Mazzarella W. Affect: What is it Good for? // Enchantments of Modernity: Empire, Nation, Globalization / Ed. by S. Dube. New York: Routledge, 2009. Р. 291—309. DOI: http://dx.doi.org/10.1201/9781003071020-13

Moghaddari S. The Affective Ambiguity of Solidarity: Resonance Within Anti-Deportation Protest in the German Radical Left // Critical Sociology. 2020. Vol. 47. № 2. Р. 235—248. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0896920520932661

Reid A., Deaux K. Relationship Between Social and Personal Identities: Segregation or Integration // Journal of Personality and Social Psychology. 1996. № 71. Р. 1084—1091. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.71.6.1084

Roach J., Billman D. Issues in the Multiply Representation of Social Groups // Bulletin of the Psychonomic Society. 1993. Vol. 31. № 5. P. 84—97.

Somers M. The Narrative Constitution of Identity: a Relational and Network Approach // Theory A. Society. 1994. Vol. 23. № 5. P. 605—649.

Tapscott R. Militarized Masculinity and the Paradox of Restraint: Mechanisms of Social Control under Modern Authoritarianism // International Affairs. Vol. 96. № 6. P. 1565—1584. DOI: http://dx.doi.org/10.1093/ia/iiaa163

Tajfel H. Social Categorization // Introduction à la Psychologie Sociale / Ed. S. Moscovici. 1972. № 1. P. 272—302. DOI: https://doi.org/10.1002/EJSP.2420030103
Статья

Поступила: 13.10.2022

Опубликована: 24.12.2022

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Пузанков, И. А. (2022). «У казака вся жизнь — война, в казачьем сердце страха нет!», или как сегодня становятся казаками. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 14(4), 41-61. https://doi.org/10.19181/inter.2022.14.4.3
Раздел
Полевые исследования