«Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни»

Научная статья
  • Елизавета Дмитриевна Волкова Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия lizka001@gmail.com
  • Дарья Олеговна Хлевнюк Институт Амстердама, Амстердам, Нидерланды daria.khlevnyuk@gmail.com ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-1019-2192
    elibrary Author_id 1073265
    ResearchID AAO-4644-2020
Выражение признательности
Исследование проводилось при финансовой поддержке Факультета социальных наук Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Волкова Е. Д., Хлевнюк Д. О. «Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни» // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 1. С. 9-26. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1 EDN: MTFKTP

Аннотация

Статья посвящена исследованию памяти о 1990-х годах в России. Основной целью является определение роли телевизионного проекта «Намедни», в процессе формирования памяти россиян о начальном этапе постсоветской России. Проанализированы серии программы «Намедни», посвященные периоду с 1990 по 1999 год. Качественный контент-анализ серий проходил на основе выделенных тематических категорий: политика, социальная сфера, экономика, культура (спорт), — и предметных критериев: название сюжета, содержание, хронометраж, персоналии и ключевые детали, а также организация сюжета. Общепринятое преимущественно негативное представление о периоде «девяностых» в России не находит подтверждения в сериях программы «Намедни». В большинстве сюжетов телепрограммы преобладает политическая и экономическая тематика, а 1990-е годы представлены как оптимистичная «эпоха перемен», которая символизирует быстротечный переход от старого к потенциально позитивному и светлому новому. Преимущественно положительный образ «девяностых» определяется малым вниманием авторов программы к событиям регионального масштаба, большинство сюжетов затрагивают либо мировые события, либо произошедшие в Москве.
Ключевые слова:
политика памяти, документальное кино, россияне, «Намедни», Парфенов, сюжет

Биографии авторов

Елизавета Дмитриевна Волкова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Бакалавр социологии
Дарья Олеговна Хлевнюк, Институт Амстердама, Амстердам, Нидерланды
PhD, научный сотрудник

Литература

Абрамов Р.Н., Чистякова А.А. Ностальгические репрезентации позднего советского периода в медиапроектах Л. Парфенова: по волнам коллективной памяти // Международный журнал исследований культуры. 2012. Т. 6. № 1. С. 52–58. EDN: OUPJGF

Бонч-Осмоловская А.А. Имена времени: эпитеты десятилетий в Национальном корпусе русского языка как проекция культурной памяти // Шаги/Steps. 2018. Т. 4. № 3–4. С. 115–146. DOI: http://dx.doi.org/10.22394/2412-9410-2018-4-3-115-146 EDN: VKPODO

Грузин Ф.А. Инновационная направленность материалов авторских YouTube-каналов // Журналистика, мультимедиа: информационный и социокультурный потенциал / Отв. ред. В.В. Касьянов. К.: Кубанский государственный университет, 2021. С. 258–262. EDN: XEHVAO

Малинова О.Ю. Политика памяти как область символической политики // Методологические вопросы изучения политики памяти. М.; СПб.: Издательство Нестор-История, 2018. С. 27–54. EDN: YNCLNJ

Малинова О.Ю. Актуальное прошлое: Символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2015. EDN: UIAXZD

Малинова О.Ю. Обоснование политики 2000-х годов в дискурсе В.В. Путина и формирование мифа о «лихих девяностых» // Политическая наука. 2018. № 3. С. 45–69. DOI: https://doi.org/10.31249/poln/2018.03.03 EDN: YPENLN

Малинова О.Ю. Конструирование смысловых рамок памяти о реформах 1990-х гг. в либеральном дискурсе 2000-х гг // Южно-российский журнал социальных наук. 2019. № 3. С. 91–105. DOI: https://doi.org/10.31429/26190567-20-3-91-105 EDN: NOQUJL

Малинова О.Ю. Тема «лихих девяностых» в дискурсах российских коммунистов и национал-патриотов // Вестник Пермского университета. Серия: Политология. 2020. Т. 14. № 2. С. 53–63. EDN: BDSKGL

Малинова О.Ю. Августовский путч 1991 г. и распад СССР в политической памяти современной России: эволюция соперничающих нарративов // Tempus et Memoria. 2021. Т. 2. № 3. С. 19–26. DOI: https://doi.org/10.15826/tetm.2021.3.019 EDN: EOLMYD

Миронова Н.Б., Горбачев А.М. Творческая концепция документальных циклов Д. Парфенова об истории СССР 1946-1960 гг. // Академическая публицистика. 2021. № 5. С. 648—651. EDN: FQWVZC

Поцелуев С.П. Символическая политика: констелляция понятий для подхода к проблеме // Полис. Политические исследования. 1999. № 5. С. 62–75. EDN: ESCRKL

Пронин А.А. Mass-док: презумпция нарративности. СПб.: ООО Издательский дом «Петрополис», 2017.

Рысина А.А. Языковая личность Леонида Парфенова (на материале телепередачи «Намедни» и книги «Намедни. Наша эра. 2001–2005») // Вестник Московского государственного университета печати. 2016. № 2. С. 182–185. EDN: XVTEAH

Степанян А.В. Особенности авторского и телевизионного документального кино // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2018. № 2 (80). С. 44–46. EDN: YODNDU

Хоменко И.Г. Телевизионное информационное поле рязанского региона // Медиаскоп. 2009. № 2.

Цвик В.Л., Назарова Я.В. Телевизионные новости России. М.: Аспект Пресс, 2002.

Широбоков А.Н., Барышников К.Б. Документальное кино на малом экране // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Литературоведение, журналистика. 2017. Т. 22. № 2. С. 361–367. DOI: https://doi.org/10.22363/2312-9220-2017-22-2-361-367 EDN: ZEWEPJ

Якимов А.Е. Особенности разграничения кинематографа на документальный и игровой в контексте проблемы репрезентации повседневности // Общество: философия, история, культура. 2021. № 9. С. 26–32. DOI: https://doi.org/10.24158/fik.2021.9.4 EDN: VJNIWS

Ashuri T. The Nation Remembers: National Identity and Shared Memory in Television Documentaries // Nations and Nationalism. 2005. Vol. 11. № 3. P. 423–442. DOI: http://dx.doi.org/10.1111/j.1354-5078.2005.00212.x

Brouwer S. From Empire to Smuta and Back. The Mythopoetics of Cyclical History in Russian Film and TV-Documentaries // Contested Interpretations of the Past in Polish, Russian, and Ukrainian Film. Boston: Brill, 2016. P. 123–141. DOI: http://dx.doi.org/10.1163/9789004311749_009

Fridman O. et al. From “Putin the Saviour” to “Irreplaceable Putin”: The Role of the 1990s in the Kremlin’s Strategic Communications // Defence Strategic Communications. 2021. Vol. 10. № 10. P. 153–195.

Gorbachev O. The Namedni Project and the Evolution of Nostalgia in post-Soviet Russia // Canadian Slavonic Papers. 2015. Vol. 57. № 3–4. P. 180–194. DOI: http://dx.doi.org/10.1080/00085006.2015.1083358

Hilmar T. et al. “Economic Memories” of the Aftermath of the 1989 Revolutions in East Germany and the Czech Republic // East European Politics and Societies. 2020. Vol. 35. № 1. P. 89–112. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325420902248

Holdsworth A. “Television Resurrections”: Television and Memory // Cinema Journal. 2008. Vol. 47. № 3. P. 137–144. DOI: http://dx.doi.org/10.1353/cj.0.0017

Hoskins A. Television and the Collapse of Memory // Time & Society. 2004. Vol. 13. № 1. P. 109–127. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0961463X04040749

Laczó F., Wawrzyniak J. Memories of 1989 in Europe between Hope, Dismay, and Neglect // East European Politics and Societies. 2017. Vol. 31. № 3. С. 431–438. DOI: http://dx.doi.org/10.1177/0888325417698741

Sharafutdinova G. The Red Mirror: Putin's Leadership and Russia's Insecure Identity. Oxford: Oxford University Press, 2020. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780197502938.001.0001
Статья

Поступила: 11.11.2022

Опубликована: 21.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Волкова, Е. Д., & Хлевнюк, Д. О. (2023). «Московское чудо»: репрезентация образа «девяностых» в передаче «Намедни». Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(1), 9-26. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.1
Раздел
Полевые исследования