Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации

Научная статья
  • Максим Павлович Котельников Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия don.kotelnikov@yandex.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-3946-6636
Для цитирования
Котельников М. П. Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Том 15. № 1. С. 45-68. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.3 EDN: BBROJS

Аннотация

Основная цель статьи — отследить и проанализировать соотношение технических и смысловых аспектов анонимного взаимодействия в сети. Эмпирически исследуется начальная фаза общения двух собеседников в «Анонимном чате ВКонтакте». Совмещая концептуальные и методологические ресурсы конверсационного анализа и анализа категоризации членства, а также теорию аффордансов, адаптированную в отношении технических объектов (в данном случае анонимного чата), автор отстаивает концепт очередности высказываний анонимных собеседников для успешного взаимодействия. Большинство посетителей используют чат для поиска краткосрочного романтического и/или сексуального общения, поэтому в начале переписки собеседники зачастую стремятся идентифицировать гендерную принадлежность друг друга при помощи типичных высказываний. Отмечается важность обладания первым чередом, так как именно он с высокой долей вероятности дает приоритетное право задать вопрос относительно гендерной принадлежности собеседника. Однако обладателю первого череда рано или поздно придется отвечать на вопросы собеседника, так как рассматриваемое анонимное взаимодействие, организованное по очереди, стремится к информационной симметрии.
Ключевые слова:
онлайн-чат, конверсационный анализ, анонимность, очередность, гендер, коммуникация

Биография автора

Максим Павлович Котельников, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Аспирант

Литература

Сакс Х., Щеглофф Э., Джефферсон Г. Простейшая систематика организации очередности в разговоре // Социологическое обозрение / Пер. с англ. А. Корбут. 2015. Т. 14. №1. С. 142–202. EDN: TRRRAJ

Anderson J., Beard F., Walther J. Turn-Taking and the Local Management of Conversation in a Highly Simultaneous Computer-Mediated Communication System // Language@Internet. 2010. Vol. 7. P. 1–28.

Capron H. Computers: Tools for an Information Age (2nd ed.). Redwood City: Benjamin Cummings, 1990.

Cherny L. Conversation and Community: Chat in a Virtual World. Stanford: CSLI Publications, 1999.

Gibson J. The Ecological Approach to Visual Perception. New York: Psychology Press, 1986. DOI: https://doi.org/10.2307/429816

Goffman E. Relations in Public: Microstudies of the Public Order. New York: Basic Books, 1971. DOI: https://doi.org/10.2307/2576707

Greiffenhagen C., Watson R. “Teoria” e “Método” na CMC: identidade, género e tomada-deturno: uma aboragem etnometodo lógica e analitico conversacional // CMC, Identidades e Género: Teoria e Método / Ed. by A. Braga. Covilhã: Universidade da Beira Interior, 2005. P. 89–114.

Herring S. Interactional Coherence in CMC // Journal of Computer-Mediated Communication.1999. Vol. 4. №4. P. 1–13. DOI: https://doi.org/10.1109/HICSS.1999.772674

Hutchby I. Technologies, Texts and Affordances // Sociology. 2001. Vol. 35. №2. P. 1–23. DOI: http://dx.doi.org/10.1017/S0038038501000219

Hutchby I., Tanna V. Aspects of Sequential Organization in Text Message Exchange // Discourse and Communication. 2008. Vol. 2 №2. P. 143–164. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481307088481

Jacknick C., Avni S. Shalom, Bitches: Epistemic Stance and Identity Work in Ananonymous Online Forum // Discourse, Context and Media. 2017. Vol. 15. P. 54–64. DOI: https://doi.org/10.1016/J.DCM.2016.11.002

Kasesniemi E. L. Mobile Messages. Young People and a New Communication Culture. Tampere:Tampere University Press, 2003.

Kiesler S., Zubrow D., Moses A., Geller V. Affect in Computer-Mediated Communication: An Experiment in Synchronous Terminal-to-Terminal Discussion // Human-Computer Interaction. 1985. Vol. 1. №1. P. 77–104. DOI: https://doi.org/10.1207/S15327051HCI0101_3

Kitzinger C. Repair // The Handbook of Conversation Analysis. / Ed. by J. Sindell, T. Stivers. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2013. P. 229–256. DOI: http://dx.doi.org/10.7565/landp.2013.003

Laursen D. Please reply! The Replying Norm in Adolescent SMS Communication // The Inside Text: Social, Cultural and Design Perspectives on SMS / Ed. by R. Ling, P. Pedersen. Dordrecht: Springer, 2005. P. 53–73. DOI: http://dx.doi.org/10.1007/1-4020-3060-6_4

Meredith J., Stokoe E. Repair: Comparing Facebook “Chat” with Spoken Interaction // Discourse & Communication. 2013. Vol. 8. №2. P. 181–207. DOI: https://doi.org/10.1177/1750481313510815

Meredith J. Conversation Analysis and Online Interaction // Research on Language and Social Interaction. 2019. Vol. 52. №3. P. 241–256. DOI: https://doi.org/10.1080/08351813.2019.1631040

Paulus T., Warren A., Lester J. Applying Conversation Analysis Methods to Online Talk: A Literature Review // Discourse, Context & Media. 2016. Vol. 12. №3. P. 1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcm.2016.04.001

Rintel E., Mulholland J., Pittam J. First Things First: Internet Relay Chat Openings // Journal of Computer-Mediated Communication. 2006. Vol. 6. №3. P. 1–23. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1083-6101.2001.tb00125.x

Sacks H. The Search for Help: No One to Turn to. Berkeley: University of California, 1966.

Sacks H. Lectures on Conversation. Oxford: Blackwell Publishing, 1995.

Schegloff E. Sequencing in Conversational Openings // American Anthropologist. 1968. Vol. 70. №6. P. 1075–1095. DOI: https://doi.org/10.1525/AA.1968.70.6.02A00030

Schegloff E., Sacks H. Opening Up Closings // Semiotica. 1973. Vol 8. №4. P. 289–327. DOI: https://doi.org/10.1515/semi.1973.8.4.289

Schegloff E. The Routine as Achievement // Human Studies. 1986. Vol. 9. №2. P. 111–151. DOI: https://doi.org/10.1007/BF00148124

Schiffrin D. Opening Encounters // American Sociological Review. 1977. Vol. 42. №5. P. 679–691.

Schutz A., Luckmann T. The Structures of the Life-World. Evanston: Northwestern University Press, 1973. DOI: https://doi.org/10.2307/1959185

Walther J. Synchronicity, Interactivity, and Entrainment in Computer-Mediated, Oral, and Written Communication. San Diego, 1996.

Woolgar S. The Turn to Technology in Social Studies of Science // Science, Technology and Human Values. 1991. Vol. 16. №1. P. 20–50. DOI: https://doi.org/10.1177/016224399101600102
Статья

Поступила: 11.07.2022

Опубликована: 28.03.2023

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Котельников, М. П. (2023). Механизмы формирования начального диалога в анонимной онлайн-коммуникации. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 15(1), 45-68. https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.1.3
Раздел
Полевые исследования