Визуальные репрезентации заброшенных индустриальных пространств в фотографиях туристов
Научная статья
Для цитирования
Сергеева О. В., Недосека Е. В. Визуальные репрезентации заброшенных индустриальных пространств в фотографиях туристов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2024. Том 16. № 3. С. 49-68. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.3 EDN: ZQWFJI
Аннотация
Несколько десятилетий назад увлеченный исследователь, ищущий информацию о руинах современности — структурных последствиях быстрых экономических изменений, — нашел бы относительно мало материалов для работы. Но сегодня тот же поиск выявляет необычайное усиление академического и общественного интереса к руинам недавнего прошлого и связанным с ними заброшенным пространствам. Авторы статьи включаются в дискуссию и исследуют образы деиндустриализации, которые создаются и распространяются в онлайн-сообществах туристов-энтузиастов, путешествующих по заброшенным местам, или, как их иногда называют, городских разведчиков. Цель работы — понять, как посредством любительских фотографий воспроизводится народная политика взгляда на переставшую использоваться индустриальную инфраструктуру. Народная политика взгляда представляет собой означивание и наделение смыслом заброшенных руинизированных пространств при внесении их в кадр и последующей публикации фотографий в социальных медиа. Авторы опираются на идеи архитектора и историка И. де Сола-Моралеса, называющего оставленные людьми пространства «неопределенными» (terrain vague). Фотоизображения неопределенных пространств играют важную роль в присвоении им значения. Чтобы понять, какие значения формируют народную политику взгляда, авторы используют нетнографический метод погружения в онлайн-сообщества путешественников во «ВКонтакте» и Telegram и фиксируют повторяющиеся иконографические элементы «заброшки». Деиндустриализация на фотографиях определяется через утрату человека, о котором свидетельствуют следы — вещи и тексты прошлого. Человек замещается природой, становящейся новым агентом опустевшего пространства. Авторы обсуждают общность образов, которые воспроизводят фотографы-любители, и медийных клише из популярного кино и видеоигр. Фотографии представляют собой способ объяснения пространства и пространственного опыта. Но кроме того, как любое другое произведение, фотография передает не только и не столько фактические характеристики изображаемых объектов, благодаря которым мы можем сложить представление о них (в данном случае — о пространствах), но также аффекты, переживания. Так, фотография становится средством, с помощью которого мы формируем ценностные суждения об увиденных местах.
Ключевые слова:
деиндустриализация, руины, неопределенное пространство, индустриальный туризм, репрезентация, визуальные клише, фотография, иконография
Литература
Абрамов Р.Н. «Забытые в прошлом»: освоение заброшенных пространств и феномен нового городского туризма // Микроурбанизм. Город в деталях / Под ред. О. Бредниковой, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 231–255. EDN: RWRQHZ
Бугрова Е.Д. Индустриальные руины: эстетика modern decay и туризм // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 16–23. DOI: https://doi.org/10.54347/Lab.2022.3.2 EDN: QOIEJE
Бойцова О.Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2013. EDN: XMMYYP
Васильева Е.В. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 4. С. 65–86 DOI: https://doi.org/10.24411/2079-1100-2019-00052 EDN: TWUUJE
Волкова Е.С., Ковалевская Ю.Н. Руины на постсоветском Дальнем Востоке: «созидательное разрушение» или «медленное насилие»? // Известия Восточного института. 2022. № 1. C. 78–90. DOI: https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-1/78-90
Дегтярев В.В. Память и забвение руин. М.: НЛО, 2023.
Зиммель Г. Руина // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 227–233.
Клиценко М.В., Целуйко Д.С. «Заброшки» города Хабаровска в структуре городского пространства // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 3. C. 100–113 DOI: https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/100-113
Масленников А.А., Тесленок С.А. Классификация, характеристика и картографирование заброшенных военных городков // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 1. С. 72–76. EDN: NGZDWI
Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43–57.
Поликарпов Д.С., Пустовалова С.Ю., Сененко М.С. Городские руины: визуальность социальных смыслов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 3. С. 92–111 DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.3.6 EDN: RDSQIU
Салмин Л.Ю. Апология трещины // Проект байкал. 2023. № 74. С. 122–127. DOI: https://doi.org/10.51461/pb.74.21
Сергеева Н.М. Визуальный онлайн-поиск как инструмент иконографического визуального исследования в социологии // Человек в информационном обществе. С.: Издательство Самарского университета, 2021. С. 135–138. EDN: NUFKHN
Тимофеева С.О. Архитектурные руины как объект туризма // Туризм: технологии & тренды. Е.: Издательство Уральского университета, 2018. С. 229–235.
Толстая Т.Н. Легкие миры. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014.
Чумакова В.П. Эстетика руин в вернакулярной фотографии русскоязычных социальных медиа: постановка проблемы исследования // Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 3. С. 74–90. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2018-14.3-74-90 EDN: YNGMOD
Шевелев Е. Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств // Микроурбанизм. Город в деталях / Под ред. О. Бредникова, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 42–63.
Burtynsky E. (2005) China. Göttingen: Steidl.
Doron G.M. (2000) The Dead Zone and the Architecture of Transgression. City. Vol. 4. No. 2. P. 247–263. DOI: https://doi.org/10.1080/13604810050147857
Garrett B.L. (2010). Urban Explorers: Quests for Myth, Mystery and Meaning. Geography Compass. Vol. 4. No. 10. P. 1448–1461. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1749-8198.2010.00389.x
Huyssen A. (2006) Nostalgia for Ruins. Grey room. No. 23. P. 6–21. DOI: https://doi.org/10.1162/grey.2006.1.23.6
Kivell P., Hatfield S. (2018) Derelict Land — Some Positive Perspectives. Environment, Planning and Land Use. London: Routledge. P. 118–129. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780429457807-9
Lam T. (2013) Abandoned Futures: A Journey to the Posthuman World. London: Carpet Bombing Culture.
Larsen J.L., Brandt J. (2018) Critique, Creativity and the Co-Optation of the Urban: A Case of Blind Fields and Vague Spaces in Lefebvre, Copenhagen and Current Perceptions of the Urban. Urban Planning. Vol. 3. No. 3. Р. 52–69. DOI: https://doi.org/10.17645/up.v3i3.1394
Lynch K., Carr S. (1979) Open Space: Freedom and Control. City Sense and City Design. Cambridge; London: The MIT Press. Р. 413–417.
Nielsen T. (2002) The Return of the Excessive: Superfluous Landscapes. Space and Culture. Vol. 5. No. 1. Р. 53–62. DOI: https://doi.org/10.1177/1206331202005001006
Pagano M.A., Bowman A.O’M. (2000) Vacant Land in Cities: An Urban Resource. Washington: Center on Urban and Metropolitan Policy.
Pineiros E. (2016) Terrain Vague and the Urban Imagery. Nottingham: University of Nottingham.
Sola Morales De I. (1995) Terrain vague. AnyPlace. Cambridge: MIT Press. P. 118–123.
Trancik R. (1991) Finding Lost Space: Theories of Urban Design. Hoboken: John Wiley & Sons.
Vergara C.J. (1999) American Ruins. New York: Monacelli Press.
Бугрова Е.Д. Индустриальные руины: эстетика modern decay и туризм // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2022. № 3. С. 16–23. DOI: https://doi.org/10.54347/Lab.2022.3.2 EDN: QOIEJE
Бойцова О.Ю. Любительские фото: визуальная культура повседневности. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2013. EDN: XMMYYP
Васильева Е.В. Ранняя городская фотография: к проблеме иконографии пространства // Международный журнал исследований культуры. 2019. № 4. С. 65–86 DOI: https://doi.org/10.24411/2079-1100-2019-00052 EDN: TWUUJE
Волкова Е.С., Ковалевская Ю.Н. Руины на постсоветском Дальнем Востоке: «созидательное разрушение» или «медленное насилие»? // Известия Восточного института. 2022. № 1. C. 78–90. DOI: https://doi.org/10.24866/2542-1611/2022-1/78-90
Дегтярев В.В. Память и забвение руин. М.: НЛО, 2023.
Зиммель Г. Руина // Избранное. Т. 2. Созерцание жизни. М.: Юрист, 1996. С. 227–233.
Клиценко М.В., Целуйко Д.С. «Заброшки» города Хабаровска в структуре городского пространства // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2022. № 3. C. 100–113 DOI: https://doi.org/10.24866/1998-6785/2022-3/100-113
Масленников А.А., Тесленок С.А. Классификация, характеристика и картографирование заброшенных военных городков // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2020. № 1. С. 72–76. EDN: NGZDWI
Панофский Э. Иконография и иконология: введение в изучение искусства Ренессанса // Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб.: Академический Проект, 1999. С. 43–57.
Поликарпов Д.С., Пустовалова С.Ю., Сененко М.С. Городские руины: визуальность социальных смыслов // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2023. Т. 15. № 3. С. 92–111 DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2023.15.3.6 EDN: RDSQIU
Салмин Л.Ю. Апология трещины // Проект байкал. 2023. № 74. С. 122–127. DOI: https://doi.org/10.51461/pb.74.21
Сергеева Н.М. Визуальный онлайн-поиск как инструмент иконографического визуального исследования в социологии // Человек в информационном обществе. С.: Издательство Самарского университета, 2021. С. 135–138. EDN: NUFKHN
Тимофеева С.О. Архитектурные руины как объект туризма // Туризм: технологии & тренды. Е.: Издательство Уральского университета, 2018. С. 229–235.
Толстая Т.Н. Легкие миры. М.: АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2014.
Чумакова В.П. Эстетика руин в вернакулярной фотографии русскоязычных социальных медиа: постановка проблемы исследования // Наука телевидения. 2018. Т. 14. № 3. С. 74–90. DOI: https://doi.org/10.30628/1994-9529-2018-14.3-74-90 EDN: YNGMOD
Шевелев Е. Город (без) человека: практики освоения пустых и заброшенных пространств // Микроурбанизм. Город в деталях / Под ред. О. Бредникова, О. Запорожец. М.: Новое литературное обозрение, 2014. С. 42–63.
Burtynsky E. (2005) China. Göttingen: Steidl.
Doron G.M. (2000) The Dead Zone and the Architecture of Transgression. City. Vol. 4. No. 2. P. 247–263. DOI: https://doi.org/10.1080/13604810050147857
Garrett B.L. (2010). Urban Explorers: Quests for Myth, Mystery and Meaning. Geography Compass. Vol. 4. No. 10. P. 1448–1461. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1749-8198.2010.00389.x
Huyssen A. (2006) Nostalgia for Ruins. Grey room. No. 23. P. 6–21. DOI: https://doi.org/10.1162/grey.2006.1.23.6
Kivell P., Hatfield S. (2018) Derelict Land — Some Positive Perspectives. Environment, Planning and Land Use. London: Routledge. P. 118–129. DOI: http://dx.doi.org/10.4324/9780429457807-9
Lam T. (2013) Abandoned Futures: A Journey to the Posthuman World. London: Carpet Bombing Culture.
Larsen J.L., Brandt J. (2018) Critique, Creativity and the Co-Optation of the Urban: A Case of Blind Fields and Vague Spaces in Lefebvre, Copenhagen and Current Perceptions of the Urban. Urban Planning. Vol. 3. No. 3. Р. 52–69. DOI: https://doi.org/10.17645/up.v3i3.1394
Lynch K., Carr S. (1979) Open Space: Freedom and Control. City Sense and City Design. Cambridge; London: The MIT Press. Р. 413–417.
Nielsen T. (2002) The Return of the Excessive: Superfluous Landscapes. Space and Culture. Vol. 5. No. 1. Р. 53–62. DOI: https://doi.org/10.1177/1206331202005001006
Pagano M.A., Bowman A.O’M. (2000) Vacant Land in Cities: An Urban Resource. Washington: Center on Urban and Metropolitan Policy.
Pineiros E. (2016) Terrain Vague and the Urban Imagery. Nottingham: University of Nottingham.
Sola Morales De I. (1995) Terrain vague. AnyPlace. Cambridge: MIT Press. P. 118–123.
Trancik R. (1991) Finding Lost Space: Theories of Urban Design. Hoboken: John Wiley & Sons.
Vergara C.J. (1999) American Ruins. New York: Monacelli Press.
Статья
Поступила: 16.07.2024
Опубликована: 30.09.2024
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Сергеева, О. В., & Недосека, Е. В. (2024). Визуальные репрезентации заброшенных индустриальных пространств в фотографиях туристов. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 16(3), 49-68. https://doi.org/10.19181/inter.2024.16.3.3
Раздел
Визуальная социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.