Самоуважение в нарративах жизненного пути представителей советского молчаливого поколения: аналитическая схема
Научная статья
Для цитирования
Богданова Е. А. Самоуважение в нарративах жизненного пути представителей советского молчаливого поколения: аналитическая схема // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025. Том 17. № 2. С. 57-70. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.2.3 EDN: EFRTKW (in English).
Аннотация
В данной статье исследуется как конструируется самоуважение в биографических нарративах советских бэби-бумеров – ныне пожилых людей – в постсоветской России. В исследовании используется конструктивистский подход к анализу жизненного пути в интерпретативной перспективе, который сводит к минимуму зависимость понимания жизненного пути от внешних структурных и институциональных рамок. С помощью интерпретативного тематического анализа биографических интервью исследование раскрывает сложную взаимосвязь между оценками самоуважения и аргументами, которые информанты используют для их обоснования. В исследовании сформулирована аналитическая схема для изучения самоуважения и показано, как она может быть применена для анализа нарративов жизненного пути в контексте позднесоветского и постсоветского общества. В статье подчеркивается устойчивое влияние ценностей советской эпохи на оценки самоуважения представителей советского «Молчаливого поколения», и выявляются нюансы того, как индивиды конструируют самоуважение через нарративы.
Ключевые слова:
самоуважение, аналитическая схема, подход жизненного пути, советское «молчаливое поколение»
Литература
Barnes B. (2001) Practice as Collective Action. In: The Practice Turn in Contemporary Theory. London: Routledge. P. 17–29.
Ben-Ze'ev A. (1992) Envy and Inequality. The Journal of Philosophy. Vol. 89. No. 11. P. 551–581. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2941056
Bottero W. (2020) Sense of Inequality. London; New York: Rowman and Littlefield.
Brinkmann S., Kvale S. (2018) Analyzing Interviews. In: Doing Interviews. New York: Sage. P. 115–138. DOI: https://doi.org/10.4135/9781529716665.n9
Flick U. (2018) An Introduction to Qualitative Research. London: Sage.
Foucault M. (1975) The Birth of the Clinic. New York: Random House.
Foucault M. (1979) Discipline and Punish: The Birth of the Prison. New York: Vintage.
Gubrium J.F., Holstein J.A. (2000) Analyzing Interpretive Practice. In: Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: Sage. P. 487–508.
Harris S. (2006) Social Constructionism and Social Inequality. Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 35. No. 3. P. 223–235. DOI: https://doi.org/10.1177/0891241606286816
Honneth A. (1995) The Struggle for Recognition. Cambridge: Polity Press.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2007) Constructionist Perspectives on the Life Course. Sociology Compass. Vol. 1. No. 1. P. 335–352. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9020.2007.00004.x
Holstein J.A. and Gubrium J.F. (2000) The Self We Live By: Narrative Identity in a Postmodern World. New York: Oxford University Press.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2003) The Life Course. In: Handbook of Symbolic Interactionism. Walnut Creek: AltaMira. P. 835–855.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2005) Interpretive Practice and Social Action. In: Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: Sage. P. 483–506.
Honneth A. (2003). Redistribution as Recognition: A Response to Nancy Fraser. In: Redistribution or Recognition? A Political-Philosophical Exchange. New York: Verso. P. 110–198.
Laceulle H., Baars J. (2014) Self-Realization and Cultural Narratives about Later Life. Journal of Aging Studies. No. 31. P. 34–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaging.2014.08.005
Lamont M. (2017) Prisms of Inequality: Moral Boundaries, Exclusion and Academic Evaluation. Amsterdam: Praemium Erasmianum Essay.
Sayer A. (2005) Class, Moral Worth and Recognition. Sociology. Vol. 39. No. 5. P. 947–963. DOI: https://doi.org/10.1177/0038038505058376
Sovetskii prostoi chelovek [Soviet Ordinary Man] (1993). Мoscow: Mirovoi Okean. (In Rus.)
Vinitzky-Seroussi V. (1998) After Pomp and Circumstance: High School as an Autobiographical Occasion. Chicago: University of Chicago Press.
Ben-Ze'ev A. (1992) Envy and Inequality. The Journal of Philosophy. Vol. 89. No. 11. P. 551–581. DOI: http://dx.doi.org/10.2307/2941056
Bottero W. (2020) Sense of Inequality. London; New York: Rowman and Littlefield.
Brinkmann S., Kvale S. (2018) Analyzing Interviews. In: Doing Interviews. New York: Sage. P. 115–138. DOI: https://doi.org/10.4135/9781529716665.n9
Flick U. (2018) An Introduction to Qualitative Research. London: Sage.
Foucault M. (1975) The Birth of the Clinic. New York: Random House.
Foucault M. (1979) Discipline and Punish: The Birth of the Prison. New York: Vintage.
Gubrium J.F., Holstein J.A. (2000) Analyzing Interpretive Practice. In: Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: Sage. P. 487–508.
Harris S. (2006) Social Constructionism and Social Inequality. Journal of Contemporary Ethnography. Vol. 35. No. 3. P. 223–235. DOI: https://doi.org/10.1177/0891241606286816
Honneth A. (1995) The Struggle for Recognition. Cambridge: Polity Press.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2007) Constructionist Perspectives on the Life Course. Sociology Compass. Vol. 1. No. 1. P. 335–352. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1751-9020.2007.00004.x
Holstein J.A. and Gubrium J.F. (2000) The Self We Live By: Narrative Identity in a Postmodern World. New York: Oxford University Press.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2003) The Life Course. In: Handbook of Symbolic Interactionism. Walnut Creek: AltaMira. P. 835–855.
Holstein J.A., Gubrium J.F. (2005) Interpretive Practice and Social Action. In: Handbook of Qualitative Research. Thousand Oaks: Sage. P. 483–506.
Honneth A. (2003). Redistribution as Recognition: A Response to Nancy Fraser. In: Redistribution or Recognition? A Political-Philosophical Exchange. New York: Verso. P. 110–198.
Laceulle H., Baars J. (2014) Self-Realization and Cultural Narratives about Later Life. Journal of Aging Studies. No. 31. P. 34–44. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jaging.2014.08.005
Lamont M. (2017) Prisms of Inequality: Moral Boundaries, Exclusion and Academic Evaluation. Amsterdam: Praemium Erasmianum Essay.
Sayer A. (2005) Class, Moral Worth and Recognition. Sociology. Vol. 39. No. 5. P. 947–963. DOI: https://doi.org/10.1177/0038038505058376
Sovetskii prostoi chelovek [Soviet Ordinary Man] (1993). Мoscow: Mirovoi Okean. (In Rus.)
Vinitzky-Seroussi V. (1998) After Pomp and Circumstance: High School as an Autobiographical Occasion. Chicago: University of Chicago Press.

Статья
Поступила: 30.09.2024
Опубликована: 30.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Богданова, Е. А. (2025). Самоуважение в нарративах жизненного пути представителей советского молчаливого поколения: аналитическая схема. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 17(2), 57-70. https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.2.3
Раздел
Полевые исследования

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.