Потеря родителя в детском возрасте — биографические исследования, основанные на качественной парадигме

  • Герхард Йост jost@inter.ru
Для цитирования
Йост Г. Потеря родителя в детском возрасте — биографические исследования, основанные на качественной парадигме // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2009. Том 4. № 5. С. 56-68.

Аннотация

Потеря родителя в детском возрасте является важным событием жизни (Инглхарт 1991), которое может привести к травме. Это происходит, когда образы и мысли об этом возникают периодически, ограничена дееспособность ребенка в принятии каких-либо мер. В таком случае поток эмоций накапливается, пострадавший не включается в жизнь. Потеря родителя в детском возрасте может привести к реальным заболеваниям, ограничивать личное развитие ребенка. Из психоанализа мы знаем, что неприятные переживания сводятся в сферу «бессознательного». В этом смысле, потеря одного из родителей может сопровождаться регрессом в развитии и провалами в памяти, потому что сильно нагружает психику человека. Держать это событие в бессознательной части нашей психики  - возможно это защитный механизм. Однако, события, которые не были прожиты, появятся снова в какой-то момент. Неспособность справиться с этим может привести к таким явлениям, как регрессия, отрицание, или даже фобии. Как следствие, человек может страдать от дисфункциональных паттернов отношений, избегать интимной близости, испытывать страх привязанности, показывть другие симптомы, связанные с мучительными переживаними в егоили жизни.

Литература

Berger, Peter L./Luckmann, Thomas (1991): The Social Construction of Reality. A Treatise in the Sociology of Knowledge. London: Penguin.



Bruner, Jerome S. (2000): Acts of Meaning. Cambridge (u.a.): Cambridge University Press.



Chamberlayne, Prue/Bornat, Joanna/Wengraf, Tom (Hrsg.) (2000): The Turn to Biographical Methods in Social Science. Comparative Issues and Examples. London, New York: Routledge.



Crossley, Michele L. (2000): Introducing Narrative Psychology. Self, Trauma and the Construction of Meaning. Buckingham: Open University Press.



Eakin, Paul John (1999): How our Lives become Stories: Making Selves. Ithaca, New York u.a.: Cornell University Press.



Fischer-Rosenthal, Wolfram (1995): The Problem with Identity: Biography as Solution to some (Post)Modernist Dilemmas. In: Comenius, 15/3, S. 250–265.



Fischer-Rosenthal, Wolfram (2000b): Biographical work and biographical structuring in present-day societies. In: Bornat, J./Chamberlayne, P./Wengraf, T. (Hrsg.): The Turn to Biografical



Methods in Social Science. London: Routledge, S. 109–125.



Fischer-Rosenthal, Wolfram (2000a): Adress lost — How to fix lives. Biographical Structuring in European Modern Age. In: Breckner, R./Kalekin-Fishman, D./Miethe, I. (Hrsg.): Biographies and the Division of Europe. Opladen: Leske und Budrich, S. 55–75.



Giddens, Anthony (2004): The Constitution of Society. Outline of the Theory of Structuration. Cambridge: Polity Press.



Holstein, James A./Gubrium, Jaber F. (2000): The Self We Live By. Narrative Identity in a Postmodern World. New York, Oxford: Oxford University Press.



Huber, Sylvia (2002): Früher Elternverlust. Bewältigung und Auswirkungen auf partnerschaftliche Beziehungen (engl.: Early parental Loss: Coping and Effects on Partnerships). Universität Innsbruck: Diplomarbeit.



Inglehart, Marita R. (1991): Reactions to Critical Life Events. A Social Psychological Analysis. New York: Praeger Publishers.



Kotre, John (1998): Der Strom der Erinnerung. Wie das Gedächtnis Lebensgeschichten schreibt. (engl.: The Stream of Memories). München: Deutscher Taschenbuchverlag.



Küsters, Yvonne (2006): Narrative Interviews. Grundlagen und Anwendungen. (engl.: Narrative Interviews: Basics and Applications). Wiesbaden: VS Verlag.



Linde, Charlotte (1993): The Creation of Coherence. New York, Oxford. Oxford University



Press.



McAdams, Don P. (1993): The Stories We Live By: Personal Myths and the Making of Self. New York: Morrow.



Roberts, Brian (2002): Biographical Research. Buckingham: Open University Press.



Rosenthal, Gabriele (1995): Erlebte und erzählte Lebensgeschichte. Gestalt und Struktur biografischer Selbstbeschreibungen (engl.: Lived and told biography: form and structure of biographical self-accounts). Frankfurt am Main: Campus.



Schütz, Alfred (1974): The Phenomenology of the Social World. Translated by George Walsh amd Frederick Lehnert. Evanston: Northwestern University Press.



Schütz, Alfred/Luckmann, Thomas (1973): The Structures of the Life-World. Translated by Richard M. Zaner and H. Tristan. Evanston: Northwestern Univ. Press.



Schütze, Fritz (1983): Biografieforschung und narratives Interview (engl.: Biographical Research and Narrative Interview). In: Neue Praxis, 13/3, S. 283–293.



Strauss, Anselm L. (1997): Mirrors and Masks: The Search for Identity. New Brunswick: Transaction Publishers.



Strauss, Anselm L./Corbin, Juliet M. (2001): Basics of Qualitative Research: Techniques and Procedures for Developing Grounded Theory. Thousand Oaks: Sage.
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Йост, Г. (2009). Потеря родителя в детском возрасте — биографические исследования, основанные на качественной парадигме. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 4(5), 56-68. извлечено от https://www.inter-fnisc.ru/index.php/inter/article/view/4405
Раздел
Полевые исследования