Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ
-
Елена Юрьевна Рождественская
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН
erozhdestvenskaya@hse.ru
ORCID ID 0000-0001-6874-2404
Elibrary Author_id 531642ResearchID B-1687-2014Для цитированияРождественская Е. Ю. Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2019. Том 11. № 20. С. 164-175. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8
Аннотация
В эссе предпринята попытка визуального анализа известной картины И. Босха «Извлечение камня глупости», тематизирующей аллегорию хирургического излечения от ментальных расстройств. Буквализация метафоры и троп безумия как пациента, так и врача-шарлатана вписаны в широкую традицию раннего Ренессанса. Автор прибегает к методике последовательного анализа визуальных изображений от плотного описания визуального ряда к реконструкции значений символического порядка и социокультурной интерпретации. Изображение жанровой сценки врача с пациентом и наблюдателями структурируется через прием округлого тондо и совмещено с текстуальным обрамлением в стиле готической фрактуры, что отсылает к созвучным особенностям личных гербов заказчика картины. В бриколаже аллегорические слова и образы дополняют друг друга и создают интертекстуальное пространство смысла, проводником к которому становится смысловая несообразность — цветы вместо ожидаемых камней. Сложившаяся вокруг творчества И. Босха герменевтическая традиция противоречиво истолковывает эту сцену — от литотомии у историков медицины до цветка как образа любострастия или цветка мудрости, выступающего визуальной аллегорией философского камня. Но если принять во внимание адресацию заказа картины, фигуры заказчиков и рифму формальных характеристик картины со стилистикой герба заказчика, интерпретация цветка как геральдической лилии становится более уместной или первоочередной. Картина Босха с ее скрытым моральным посланием адресуется влиятельным заказчикам, метафорически совмещая смыслы камней глупости и символы власти.Ключевые слова:визуальный анализ, аллегория, взаимодействие врача и пациента, средневековые медицинские практикиБиография автора
Елена Юрьевна Рождественская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАНДоктор социологических наук, профессор департамента социологии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; ведущий научный сотрудник Института социологии ФНИСЦ РАНЛитература
Панофски Э. Ренессанс и «ренессансы» в искусстве Запада. СПб.: Азбука-классика, 2006.
Рождественская Е.Ю. Перспективы визуальной социологии // Социологический журнал. 2008. № 4. С. 70–83.
Рябова Т.Б. Женщина в истории западно-европейского Средневековья. Иваново: Юнона, Ивановский государственный университет, 1999.
Фуко М. История безумия в Классическую эпоху. СПб.: Университетская книга, 1997.
Brabant H. Les traitements burlesques de la folie aux XVIe et XVIIe Siècles // Travaux de l’Institut pour l’Étude de la Renaissance et de l’humanisme. 1976. Vol. 5. P. 75–97.
Chipps-Smith J. The Northern Renaissance. L.: Phaidon Press, 2004.
Cobb C., Goldwhite H. Creations of Fire: Chemistry’s Lively History from Alchemy to the Atomic Age. NY: Plenum Press, 1995. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2770-5
Coudert A. Alchemy: The Philosopher’s Stone. Boulder, Colorado: Wildwood House, 1980.
Dixon L. Bosch’s Garden of Delights Triptych: Remnants of a ‘Fossil’ Science // Art Bulletin. 1981. Vol. 63. № 1. P. 96–113. DOI: https://doi.org/10.2307/3050089
Dixon L. Bosch’s St. Anthony Triptych: An Apothecary’s Apotheosis // Art Journal. 1984. Vol. 44. № 2. P. 119–131. DOI: https://doi.org/10.1080/00043249.1984.10792533
Dixon L. Bosch’s Stone Operation: Meaning, Medicine, and Morality // Hektoen International Journal. 2010. Vol. 2. № 2. P. 1–8.
Koldeweij A.M. De “Keisnijding” van Hieronymus Bosch. Zutphen: Walburg Pers, 1991.
Krische M., Moll F., Van Kerrebroeck P. A Stone Never Cut for: A New Interpretation of The Cure of Folly by Jheronimus Bosch // Urologia Internationalis. 2014. Vol. 93. № 4. P. 389–393. DOI: https://doi.org/10.1159/000362741
Levere T.H. Transforming Matter: A History of Chemistry from Alchemy to the Buckyball. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press, 2001.
Mackay Ch. Extraordinary Popular Delusions and the Madness of Crowds. NY: Straus and Giroux, 1932. DOI: https://doi.org/10.1037/14716-000
Meige H. L’opération des pierres de tête // Aescalupe. 1932. Vol. 22. P. 50–62.
Moran B.T. Distilling Knowledge: Alchemy, Chemistry, and the Scientific Revolution. Cambridge, Massachusetts: Harvard University Press, 2005.
Rose G. Visual Methodologies. An Introduction to the Interpretation of Visual Materials. L., Thousand Oaks, New Delhi: SAGE Publications, 2002.
Snyder J. Northern Renaissance Art: Painting, Sculpture, the Graphic Arts From 1350–1575. NY: Prentice-Hall, 1985.Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAРождественская, Е. Ю. (2019). Троп глупости и безумия в картине Босха: визуальный анализ. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 11(20), 164-175. https://doi.org/10.19181/inter.2019.20.8РазделВизуальная социология