Проницаемые границы исследовательской субъектности в религиозном поле

Научная статья
  • Елизавета Сергеевна Балацюк Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия ebalatsyuk@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-1117-305X
  • Даниил Михайлович Володин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия ancienttneicna@gmail.com
Выражение признательности
Публикация подготовлена в рамках проекта научно-учебной группы «Социальные исследования религии», поддержанного Научным фондом, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Балацюк Е. С., Володин Д. М. Проницаемые границы исследовательской субъектности в религиозном поле // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025. Том 17. № 3. С. 79-95. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.3.4 EDN: FGZSUI

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования границ исследовательской субъектности в процессе этнографической работы. Разведение ролей исследователя-полевика и исследователя-теоретика предлагается в качестве методологического эксперимента, который позволяет углубить процесс анализа эмпирического материала. Как на исходный кейс авторы статьи опираются на данные дневников наблюдения, собранные в ходе полевой работы в общине неопятидесятников Санкт-Петербурга. На основе теоретического анализа с использованием феноменологического подхода, а также в процессе саморефлексии относительно позиций исследователя-полевика и исследователя-теоретика удалось выявить специфику наложения жизненного мира повседневности (А. Щюц) на мир науки и мир религии и показать, как пересобираются границы исследовательской субъектности, как избранная аналитическая позиция приводит к пониманию и концептуализации жизненного мира исследуемого сообщества, что происходит через ментальные процессы сближения, конфликта или расхождения с жизненным миром и позицией респондентов (неопятидесятников). Важным результатом исследования является апробация общей схемы работы с этнографическими полевыми данными, актуальная в контексте проектной науки и междисциплинарных исследований.
Ключевые слова:
этнография, субъектность исследователя, феноменологический подход, жизненные миры

Биографии авторов

Елизавета Сергеевна Балацюк, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Младший научный сотрудник, Центр молодежных исследований
Даниил Михайлович Володин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Санкт-Петербург, Россия
Стажер-исследователь, Лаборатория урбанистических исследований

Литература

Галкин К.А. Ограниченное пространство: город в период пандемии в представлениях пожилых людей // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2021. Т. 13. № 2. С. 27–40. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2021.13.2.2 EDN: FQDPVM

Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003.

Гудова Е.А. О «травме методом» и эмоциональной работе полевого исследователя // Социология: методология, методы, математическое моделирование (Социология:4М). 2019. № 48. С. 58–82. EDN: EFPAF

Клюева В.П., Поплавский Р.О., Бобров И.В. Пятидесятники в Югре (на примере общин РО ЦХВЕ ХМАО). СПб.: Издательство РХГА, 2013.

Кормина Ж.В. «Гигиена сердца»: дисциплина и вера «заново рожденных» харизматических христиан // Антропологический форум. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2013. № 18. С. 300–320. EDN: RDTBLN

Панченко А.А. «Священный театр», тонкости морали и обряды перехода: антропология глобального христианства в современной России // Антропологический форум. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2013. № 18. С. 215–222. EDN: RDTBJZ

Поплавский Р.О., Клюева В.П. «Как только я переродился...» конверсия и рассказы о ней в пятидесятнической традиции: структура и функции // Международный журнал исследований культуры. 2013. Т. 10. № 1. С. 35–41. EDN: RTALWZ

Ситников А. Подход к анализу религиозной реальности в социальной феноменологии Альфреда Шюца // Социологическое обозрение. 2019. Т. 18. № 3. С. 309–327. DOI: https://doi.org/10.17323/1728-192x-2019-3-309-327 EDN: BXMKRA

Страусс А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. М.: Эдиториал УРСС, 2001.

Форум: От поля к тексту // Антропологический форум / Под ред. А. Байбурина. СПб.: Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, 2018. № 36. С. 11–114. DOI: https://doi.org/10.31250/1815-8870-2018-14-36-11-114 EDN: XQVTGP

Хаховская Л.Н. Полевые этнографические исследования как личный опыт (на материале дневников женщин-исследовательниц) // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2021. Т. 55. № 1. С. 62–72. DOI: https://doi.org/10.24866/1997-2857/2021-1/62-72 EDN: PHWQKF

Шюц А. О множественности реальностей // Социологическое обозрение. 2003. Т. 3. № 2. С. 3–34. EDN: TRRQVT

Campbell H. (2022) Digital Religion: Understanding Religious Practice in Digital Media. Abingdon: Routledge.

Hammersley M., Atkinson P. (2019) Ethnography: Principles in Practice. London: Routledge.

Knibbe K., Versteeg P. (2008) Assessing Phenomenology in Anthropology: Lessons from the Study of Religion and Experience. Critique of Anthropology. Vol. 28. No. 1. P. 47–62. DOI: https://doi.org/10.1177/0308275X07086557

Meyer B. (2010) Pentecostalism and Globalization. In: A. Anderson (ed). Studying Global Pentecostalism: Theories and Methods. Los Angeles; London: University of California Press. P. 113–130. DOI: https://doi.org/10.1525/california/9780520266612.003.0007

Pula B. (2020) From Habitus to Pragma: A Phenomenological Critique of Bourdieu’s Habitus. Journal for the Theory of Social Behaviour. Vol. 50. No. 3. P. 248–262. DOI: https://doi.org/10.1111/jtsb.12231

Robbins J. (2004) The Globalization of Pentecostal and Charismatic Christianity. Annual Review of Anthropology. Vol. 33. P. 117–143. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.anthro.32.061002.093421

Tiainen T., Koivunen E.R. (2006) Exploring Forms of Triangulation to Facilitate Collaborative Research Practice: Reflections from a Multidisciplinary Research Group. Journal of Research Practice. Vol. 2. No. 2. P. 1–16.

Wignall R. (2016) “A Man after God’s Own Heart”: Charisma, Masculinity and Leadership at a Charismatic Church in Brighton and Hove, UK. Religion. Vol. 46. No. 3. P. 389–411. DOI: https://doi.org/10.1080/0048721X.2016.1169452
Статья

Поступила: 12.05.2025

Опубликована: 30.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Балацюк, Е. С., & Володин, Д. М. (2025). Проницаемые границы исследовательской субъектности в религиозном поле. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 17(3), 79-95. https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.3.4
Раздел
Исследовательская рефлексия