Дневниковый метод в социологии

Научная статья
  • Анастасия Алексеевна Моисеева Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия mn_0911@mail.ru ORCID ID http://orcid.org/0009-0001-9857-7398
  • Елена Юрьевна Рождественская Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия erozhdestvenskaya@hse.ru ORCID ID http://orcid.org/0000-0001-6874-2404
    Elibrary Author_id 531642
    SPIN 4270-8133
    ResearchID B-1687-2014
Выражение признательности
Исследование реализовано при поддержке факультета социальных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
Для цитирования
Моисеева А. А., Рождественская Е. Ю. Дневниковый метод в социологии // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2025. Том 17. № 3. С. 96-111. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.3.5 EDN: CROIPV

Аннотация

Статья представляет дневниковый метод как актуальный инструмент качественного социологического исследования. Анализируются его теоретические основания, ключевые характеристики (регулярность, личностный характер, синхронность), эволюция от личных записей к научному инструменту, а также основные типы (незапрашиваемые и запрашиваемые дневники). Подробнее рассматриваются методологические аспекты применения запрашиваемых дневников: вариативность (временные/событийные, структурированность, носители), преимущества (близость к повседневному опыту, снижение ретроспективных искажений, доступ к рутинным практикам, адаптивность), ключевые вызовы (нагрузка на респондента, важность инструкций, этичность). Особое внимание уделяется дневникам времени как адекватному инструменту изучения временных затрат респондентов, например, родительского времени. В качестве иллюстрации комплексной стратегии использования дневникового метода в статье представлен проект ресоциализации матерей после декретного отпуска, сочетающий адаптированный цифровой дневник времени (через Telegram-бот) с нарративным и дневниковым интервью.
Ключевые слова:
дневниковый метод, запрашиваемые дневники, дневники времени, родительское время, материнство

Биографии авторов

Анастасия Алексеевна Моисеева, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Магистрант, стажер-исследователь, Центр исследований современного детства, Институт образования
Елена Юрьевна Рождественская, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; Институт социологии ФНИСЦ РАН, Москва, Россия
Доктор социологических наук, профессор кафедры анализа социальных институтов департамента социологии факультета социальных наук; ведущий научный сотрудник

Литература

Артемов В.А., Новохацкая О.В. Эмпирические исследования затрат времени в СССР (1920–1930-е гг.) // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 92–194. EDN: IQFQNB

Деккер Р., Баггерман А. Жак Прессер и традиция еврейской автобиографии в Нидерландах // Неприкосновенный запас. Дебаты о политике и культуре. 2019. № 2. С. 238–256. EDN: LXDGJS

Караханова Т.М., Большакова О.А. Бюджет времени рабочих как отражение их реального поведения в повседневной жизни (1965–2014 гг.) // Вестник Института социологии. 2016. Т. 7. № 3. С. 70–96. EDN: WXBKUX DOI: https://doi.org/10.19181/vis.2016.18.3.413

Кравченко Ж.В., Мотеюнайте А. Женщины и мужчины на работе и дома: гендерное разделение труда в России и Швеции // Журнал исследований социальной политики. 2008. Т. 6. № 2. С. 177–200. EDN: IUIDIA

Михеев М.Ю. Дневник в России XIX–ХХ века — эго-текст или пред-текст. М.: Водолей Publishers, 2006.

Рождественская Е.Ю. ИНТЕР-энциклопедия: нарративное интервью // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2020. Т. 12. № 4. С. 114–127. DOI: https://doi.org/10.19181/inter.2020.12.4.8

Alaszewski A. (2006) Using Diaries for Social Research. Thousand Oaks; London; New Delhi: Sage. DOI: https://doi.org/10.4135/9780857020215

Allport G. (1942) The Use of Personal Documents in Psychological Science. New York: Social Science Research Council.

Bartlett R., Milligan C. (2015) What is Diary Method? London; New Delhi; New York; Sydney: Bloomsbury Academic.

Bolger N., Davis A., Rafaeli E. (2003) Diary Methods: Capturing Life as It Is Lived. Annual Review of Psychology. Vol. 54. P. 579–616. DOI: https://doi.org/10.1146/annurev.psych.54.101601.145030

Budig M.J., Folbre N. (2004) Activity, Proximity, or Responsibility? Measuring Parental Childcare Time. In: Family Time: The Social Organization of Care. New York: Routledge. P. 51–68.

Csikszentmihalyi M., Larson R. (1987) Validity and Reliability of the Experience-Sampling Method. The Journal of Nervous and Mental Disease. Vol. 175. No. 9. P. 526–536. DOI: https://doi.org/10.1097/00005053-198709000-00004

DeLongis A., Hemphill K.J., Lehman D.R. (1992) A Structured Diary Methodology for the Study of Daily Events. In: Methodological Issues in Applied Social Psychology. Social Psychological Applications to Social Issues. Boston: Springer US. P. 83–109. DOI: https://doi.org/10.1007/978-1-4899-2308-0_5

Fedick C.B., Pacholok S., Gauthier A.H. (2005) Methodological Issues in the Estimation of Parental Time — Analysis of Measures in a Canadian Time-Use Survey. Electronic International Journal of Time Use Research. Vol. 2. No. 1. P. 67–87. DOI: http://dx.doi.org/10.13085/eIJTUR.2.1.67-87

Herron R., Rosenberg M.W., Skinner M.W. (2019) Using a Flexible Diary Method Rigorously and Sensitively with Family Carers. Qualitative Health Research. Vol. 29. No. 7. P. 1004–1015. DOI: https://doi.org/10.1177/1049732318816081

Hyers L.L. (2018) Diary Methods: Understanding Qualitative Research. New York: Oxford University Press. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780190256692.001.0001

Iida M., Shrout P.E., Laurenceau J.-P., Bolger N. (2012) Using Diary Methods in Psychological Research. In: Cooper H. (ed.) APA Handbook of Research Methods in Psychology, Vol. 1: Foundations, Planning, Measures, and Psychometrics. Washington: American Psychological Association. P. 277–305. DOI: https://doi.org/10.1037/13619-016

Kaiser-Grolimund A., Sahu M., Mollel H., Merten S. (2024) Soliciting Diaries for “Real-Time” Insights Into the COVID-19 Pandemic: Methodological Reflections on Using Digital Technologies to Engage the Public. International Journal of Public Health. Vol. 69. P. 1–7. DOI: https://doi.org/10.3389/ijph.2024.1606912

Kenten C. (2010) Narrating Oneself: Reflections on the Use of Solicited Diaries with Diary Interviews. Forum Qualitative Sozialforschung / Forum: Qualitative Social Research. Vol. 11. No. 2. P. 1–19. DOI: https://doi.org/10.17169/fqs-11.2.1314

Ladge J.J., Greenberg D.N. (2015) Becoming a Working Mother: Managing Identity and Efficacy Uncertainties during Resocialization. Human Resource Management. Vol. 54. No. 6. P. 977–998. DOI: https://doi.org/10.1002/hrm.21651

McCombie C., Dowling S., Larkin M., Begley T. (2024) Qualitative Diary Methods in Mental Health Research. European Psychologist. Vol. 29. No. 1. P. 3–16. DOI: https://doi.org/10.1027/1016-9040/a000511

Monna B., Gauthier A.H. (2008) A Review of the Literature on the Social and Economic Determinants of Parental Time. Journal of Family and Economic Issues. Vol. 29. P. 634–653. DOI: https://doi.org/10.1007/s10834-008-9121-z

Mullan K. (2006) Quantifying Parental Childcare in the United Kingdom. Colchester: University of Essex.

Orr D.W. (2002) The Nature of Design: Ecology, Culture, and Human Intention. New York: Oxford University Press. DOI: https://doi.org/10.1093/oso/9780195148558.001.0001

Plummer K. (2001) Documents of Life 2: An Invitation to a Critical Humanism. London: Sage Publications.

Robinson J.P. (2002) The Time-Diary Method. In: Time Use Research in the Social Sciences. Boston: Springer. P. 47–89. DOI: https://doi.org/10.1007/0-306-47155-8_3

Rönkä A., Malinen K., Kinnunen U., Tolvanen A., Lämsä T. (2010) Capturing Daily Family Dynamics via Text Messages: Development of the Mobile Diary. Community, Work & Family. Vol. 13. No. 1. P. 5–21. DOI: https://doi.org/10.1080/13668800902823581

Sayer L.C., Bianchi S.M., Robinson J.P. (2004) Are Parents Investing Less in Children? Trends in Mothers’ and Fathers’ Time with Children. American Journal of Sociology. Vol. 110. No. 1. P. 1–43. DOI: https://doi.org/10.1086/386270

Svačinová I. (2022) Characterizing Reflective Diary Writing as an Argumentative Activity Type. Informal Logic. Vol. 42. No. 4. P. 705–747. DOI: https://doi.org/10.22329/il.v42i4.6974

Tanner C.E., Maher J.M., Fraser S.M. (2013) Vanity: 21st Century Selves. London: Palgrave Macmillan. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137308504

Unterhitzenberger C., Lawrence K. (2022) Diary Method in Project Studies. Project Leadership and Society. Vol. 3. P. 1–11. DOI: https://doi.org/10.1016/j.plas.2022.100054

Wheeler L., Reis H., Nezlek J.B. (1983) Loneliness, Social Interaction, and Sex Roles. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 45. No. 4. P. 943–953. DOI: https://doi.org/10.1037/0022-3514.45.4.943

Zick C.D., Bryant W.K. (1996) A New Look at Parents’ Time Spent in Child Care: Primary and Secondary Time Use. Social Science Research. Vol. 25. No. 3. P. 260–280. DOI: https://doi.org/10.1006/ssre.1996.0012

Zimmerman D.H., Wieder D.L. (1977) The Diary: Diary-Interview Method. Urban Life. Vol. 5. No. 4. P. 479–498. DOI: https://doi.org/10.1177/089124167700500406
Статья

Поступила: 04.07.2025

Опубликована: 30.09.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Моисеева, А. А., & Рождественская, Е. Ю. (2025). Дневниковый метод в социологии. Интеракция. Интервью. Интерпретация, 17(3), 96-111. https://doi.org/10.19181/inter.2025.17.3.5
Раздел
ИНТЕР-энциклопедия качественных методов